Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ООО "КОСМОФАРМ" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19266-ЭП/21 от 09.06.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку Йогексола (извещение номер 0372200000921000117) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000921000117. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 999 300,00 рублей.
В жалобе ООО "КОСМОФАРМ" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемому товару установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" к документации об электронном аукционе.
Согласно данному разделу документации поставке подлежат следующие товары:
N п/п |
Наименование товара (МНН или при отсутствии МНН химическое, группировочное наименование Товара) |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям |
1 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 240 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 50 мл* |
2 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 300 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 100 мл* |
3 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 50 мл* |
4 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 100 мл* |
5 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 200 мл* |
6 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 500 мл* |
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация об аукционе содержит следующие требования к составу первой части заявки:
"Инструкция по заполнению первой части заявки:
- согласие участника электронного аукциона дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг участник электронного аукциона указывает:
- наименование страны происхождения товара (включается при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Приложении N 2 к настоящей документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Приложении N 2 к настоящей документации об электронном аукционе".
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в ней предложены к поставке следующие товары:
N п/п |
МНН |
Характеристики |
Регистрационное удостоверение |
1 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 240 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 50 мл* |
ЛП-004156 от 22.02.2017 Дата переоформления: 23.07.2020 |
2 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 300 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 100 мл* |
ЛП-004156 от 22.02.2017 Дата переоформления: 23.07.2020 |
3 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 50 мл* |
ЛП-004156 от 22.02.2017 Дата переоформления: 23.07.2020 |
4 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 100 мл* |
ЛП-004156 от 22.02.2017 Дата переоформления: 23.07.2020 |
5 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 200 мл* |
ЛП-003107 от 21.07.2015 Дата переоформления: 12.08.2020 |
6 |
Йогексол |
Раствор для инъекций 350 мг йода/мл Объем наполнения первичной упаковки 500 мл* |
ЛП-003107 от 21.07.2015 Дата переоформления: 12.08.2020 |
ЛП-004735 от 12.03.2018 Дата переоформления: 25.12.2019 |
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе размещен Заказчиком в Единой информационной системе 03.06.2021 в 13 часов 59 минут.
Согласно сведениям названного протокола, заявка Заявителя признана аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям документации об аукционе и допущена к участию в нем.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, а также п. 6 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Протокол подведения итогов электронного аукциона размещен Заказчиком в Единой информационной системе 07.06.2021 в 14 часов 52 минуты и содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона признать заявку участника несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в связи с непредставлением и несоответствием документов, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона, частью II "Информационная карта аукциона" и подпунктом 3.1.4. части I документации об электронном аукционе, требованиям документации об электронном аукционе: - Представлено Регистрационное удостоверение N ЛП - 004156 от 22.02.2017 г, со сроком действия 5 лет (в котором нет информации о препарате Йогексол-Бинергия 350 мг йода/мл 500 мл), при этом действующей версией регистрационного удостоверения является документ с датой регистрации 12.03.2018 г и датой переоформления 16.04.2021 г.)".
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с п. 26 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) регистрационным удостоверением лекарственного препарата является документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
В Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств).
Документацией об аукционе предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу второй части заявки:
"Копия регистрационного удостоверения или информация о регистрационном удостоверении на предлагаемый (-емые) лекарственный (-ые) препарат (-ы). Основание: ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Заявителем в составе второй части заявки представлено регистрационное удостоверение ЛП-004735 от 12.03.2018 (дата переоформления 25.12.2019 г.), которое соответствует предлагаемому к поставке товару с торговым наименованием "Йогексол-Бинергия".
По мнению Заказчика и его аукционной комиссии, данный документ не подтверждает соответствие товара требованиям Закона об обращении лекарственных средств, поскольку в нем отсутствует информация о внесении изменений в регистрационное удостоверение (его переоформлении) от 16.04.2021.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств в регистрационное удостоверение ЛП-004735 16 апреля 2021 года были внесены изменения (в материалах дела имеется скриншот с сайта http://grls.rosminzdrav.ru).
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об обращении лекарственных средств в целях внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо (далее в настоящей статье - заявитель) представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление о внесении таких изменений по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прилагаемые к нему изменения в указанные документы, а также документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Также, в соответствии с ч. 9 ст. 30 Закона об обращении лекарственных средств допускается обращение лекарственных препаратов для медицинского применения до истечения срока годности, произведенных в течение ста восьмидесяти дней после даты принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье, в соответствии с информацией, содержащейся в документах регистрационного досье на лекарственный препарат до даты принятия такого решения.
Следовательно, производитель лекарственного препарата - ФКП "Армавирская биофабрика" - с даты внесения изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата в течение 180 дней мог производить данный препарат и выпускать препарат на рынок в соответствии с информацией (показателями, характеристиками), содержащейся в документах регистрационного досье на лекарственный препарат до даты принятия такого решения.
Заказчиком в аукционной документации не установлено отдельного требования о предоставлении сведений, подтверждающих дату производства лекарственного препарата (имеются требования лишь по остаточному сроку годности - "на момент поставки не менее 12 месяцев").
Таким образом, аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении заявки третьего лица не приняты во внимание положения ч. 9 ст. 30 Закона об обращении лекарственных средств.
Возражения Заказчика о том, что на момент рассмотрения заявок действовала новая редакция регистрационного удостоверения являются не состоятельным, поскольку в совокупности с указанными выше положениями ч. 9 ст. 30 Закона об обращении лекарственных средств, в отношении спорного лекарственного препарата произведенного в течение ста восьмидесяти дней после даты принятия решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье, могли (должны) применятся положения в прежней редакции регистрационного досье, которые также имелись в общем доступе. То есть лекарственный препарат, произведенный с прежними характеристиками в течение ста восьмидесяти дней после даты принятия решения о внесении изменений в документы, мог участвовать в гражданском обороте.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик и его аукционная комиссия, исходя из принципа профессионализма (ст. 9 Закона о контрактной системе), имели возможность проверить и предвидеть установленную законодателем возможность производителя в течение 180 дней после даты внесения изменений производить препарат в соответствии прежней редакции регистрационного досье и наличия на рынке такого препарата.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОСМОФАРМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов его аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2021 г. N 44-2833/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021