Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса" (далее - Заказчик):;
ООО "АВАНГАРДСТРОЙ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18915-ЭП/21 от 07.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания под размещение лечебных подразделений по адресу: СПб, ул. Бобруйская, д. 13, лит. А (1 этап) (извещение N 0372200255921000040) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200255921000040. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 996 556, 11 рублей.
В жалобе ООО "АВАНГАРДСТРОЙ" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в конкурсе;
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок;
- нарушении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В силу ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
2. Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к товарам (материалам), поставляемым при выполнении закупаемых работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию аукционной документации.
В отношении товарной позиции "Унитаз тип 1" Заказчиком установлены требования в отношении характеристики "Водопоглощение изделия: не больше 1 %". Указанная характеристика отнесена Заказчиком к типу показателей "Технические и качественные характеристики: Физико-механические и физико- химические характеристики".
В отношении товарной позиции "Унитаз тип 2" Заказчиком установлены требования в отношении характеристики "Водопоглощение изделия: 1 %". Указанная характеристика отнесена Заказчиком к типу показателей: "Технические и качественные характеристики: Состав; конструкция".
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что идентичные свойства товаров отнесены Заказчиком к различным типам показателей.
Установление требований подобным образом не позволяет определить потребность Заказчика в определенных свойствах товара, что противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан обоснованным.
3. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии заказчика.
Заявитель обжалует наличие в инструкции ряда положений порядка предоставления показателей:
"В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации соответствующего минимального значения показателя товара (использованы слова: "менее") участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньшее установленного минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов "менее").
В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации соответствующего минимального значения показателя товара, где использованы символы ">" участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, превышающее значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, не содержащее символы ">"
В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации соответствующего минимального значения показателя товара, где использованы слова "свыше" участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, равное или превышающее значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, не содержащее слова "свыше".
В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации соответствующего минимального значения показателя товара (использованы слова и символы: "не <") участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара равное или превышающее установленного минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов и символов "не <").
В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации соответствующего максимального значения показателя товара, где использованы слова и символы "ранее" участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара меньшее значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации, не содержащее слова и символы "ранее"
В случае установления (определения) в приложении к Конкурсной документации минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (использованы: символ"_" или символ"+/-"), участником закупки должно быть представлено интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара нижняя граница и верхняя граница которого, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Конкурсной документации относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (символ"_" или символ"+/-"), за исключением случаев, связанных с температурным диапазоном, фракцией, расходом, электрическим напряжением, атмосферным давлением, твердостью, частотами, градусами.
В случае если в приложении к Конкурсной документации указываются (предлагаются) альтернативные значения показателя (свойства) товара, которые сопровождаются союзом "либо" участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала). Требования, установленные для других значений, участник не указывает, а вместо этого указывает: "не нормируется", "не указывается", "не определяется", "Х". При этом заявка не должна содержать союз "либо". Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствует потребностям заказчика".
В указанных положениях инструкции присутствуют слова и формулировки, которые не используются, для заполнения заявки. Требования со словами и формулировками, приведенными выше - отсутствуют.
Анализ вышеуказанных положений и требований к значениям показателей, позволяет сделать вывод, что в документации отсутствуют требования, формат которых предполагал бы использование этих положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в конкурсной документации в пункте 16.5 Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Количество лет на рынке" фактора "История" под контрактом (договором) аналогичному объекту закупки настоящего конкурса понимается контракт (договор) на выполнение ремонтных работ, обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником закупки, в рамках исполнения по которому отсутствуют судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, а также в рамках исполнения которого не взыскивались неустойки(штрафы, пени)в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных таким контрактом (договором)".
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Контракты (договора), заключённые в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" фактора "Имидж" надлежаще исполненным контрактом (договором) является контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником закупки, в рамках исполнения по которому отсутствуют судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, а также в рамках исполнения которого не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных таким контрактом (договором) по данным ЕИС".
Из вышеизложенного однозначно усматривается, что оценке подлежат исключительно контракты (договоры), исполненные без начисления неустоек (штрафов, пеней), что ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов. Однако, применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением у участника закупки опыта: соответствующего предмету закупки, но в то же время ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю (критерию).
Подобный порядок оценки, установленный в документации о предоставлении к оценке контрактов (договоров), исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней), является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными и констатирует в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе
5. Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Органы управления" фактора "Кадры" для подтверждения наличия сотрудника участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии): действующее штатное расписание участника закупки, трудовые книжки, подтверждающие опыт работы и факт принятия сотрудника на работу, трудовые договоры, подтверждающие факт принятия сотрудника на работу, приказы о назначении на должности руководящего состава, трудовые договоры, подтверждающие опыт работ (предоставляется в случае, если опыт работы не подтвержден трудовой книжкой или подтвержден трудовой книжкой не полностью), согласие об обработке (и передаче в адрес Заказчика) персональных данных, иные документы в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
Изучив вышеуказанный порядок оценки заявок, Комиссия УФАС констатирует, что по показателю "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в рамках фактора "Кадры" оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлечения специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Следовательно, по вышеуказанному показателю не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
В соответствии с порядком оценки также предусмотрено следующее указание: "Все предоставляемые в рамках критерия "квалификация участника закупки" подтверждающие документы должны предоставляться в виде полных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру".
С 01.01.2020 года в России введена электронная трудовая книжка - сведения о трудовой деятельности работника, которые хранятся электронно на информационных ресурсах пенсионного фонда Российской Федерации, т.е. при наличии электронной трудовой книжки, ведение такого документа, как трудовая книжка в бумажном виде не осуществляется. Соответственно, если у участника закупки в штате работает сотрудник, имеющий электронную трудовую книжку, то предоставить по такому сотруднику копию трудовой книжки без пропуска страниц является технически невозможным.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по показателю "Кадры" критерия "Квалификация участников закупки" позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части, поскольку не подразумевает оценку трудовых ресурсов, работающих у участника закупки по электронной трудовой книжке.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащих критериев оценки заявок на участие в Конкурсе.
6. Для получения максимального балла по субфактору "Контракты (договора), заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" фактора имидж "Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки следующих контрактов (договоров) аналогичных объекту закупки:
- не менее 2 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 45 % от начальной (максимальной) цены контракта.
- не менее 1 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 90 % от начальной (максимальной) цены контракта.
- не менее 1 контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 220 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Данное условие в части общей стоимости исполненных контрактов на сумму более 159 000 000 рублей, что значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта, составляющую 39 996 556, 11 рублей и не способствует выявлению лучших условий исполнения государственного контракта.
Комиссия отмечает, что участники закупки наделены равными правами по отношению друг к другу.
Вышеуказанные предельные условия нестоимостного критерия не позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, способным также выполнить необходимые работы, например, субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствует возможность конкурировать с более крупными предприятиями в части исполненных контрактов на сумму более 159 000 000 рублей.
Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что предельные условия нестоимостного критерия, во-первых, не сопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, во-вторых, создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода жалобы N 5.
Установление вышеуказанных требований противоречит положениям п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
7. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВАНГАРДСТРОЙ" обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок, утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе и нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2021 г. N 44-2801/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021