Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в СанктПетербурге (далее - Заказчик), ООО "Плацебо" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19499-ЭП/21 от 11.06.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума "Санкт-Петербург - территория национального согласия" (извещение номер 0172200010221000009) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 18.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200010221000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 500 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Приложением N 5 конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
3. Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника закупки на рынке | ||
10 лет и более |
100 баллов |
20 |
От 8 лет, но менее 10 лет |
75 баллов |
|
От 6 лет, но менее 8 лет |
50 баллов |
|
От 4 лет, но менее 6 лет |
25 баллов |
|
От 2 лет, но менее 4 лет |
10 баллов |
|
Менее 2 лет |
0 баллов |
|
Расчет значения Ci3 осуществляется по формуле:
Ci3 = P3 * Z3 / 100, где: P3 - значение в баллах, присвоенных по показателю; Z3 - значимость показателя.
Дробное значение C, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. |
_3.3.2. По показателю "Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника закупки на рынке" оценка будет производиться на основании данных о дате регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, указанных в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), представленной участником закупки в составе заявки".
С учетом анализа приведенных положений конкурсной документации по показателю "Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника закупки на рынке", спорный показатель необоснованно дает преимущество тем участникам закупки, которые раньше оформили регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя вне зависимости от их профессиональных способностей и успехов; более успешные участники закупки (исполнившие большее число контрактов/договоров), не могут быть оценены выше того участника, который формально раньше оформил регистрацию юридического лица/индивидуального предпринимателя.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Приложением N 5 конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
1. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт. | |
Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником о количестве контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных участником закупки за период с 01.01.2020 г. по настоящее время
Где: Z1 - значимость показателя, Ni - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, представленная i-ым участником, (шт.) Nmax - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема - максимальное значение из всех представленных участниками закупки, (шт.)
За услуги сопоставимого характера и объема принимаются услуги по организации и проведению конференций, культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений" за период с 01.01.2020 г. по настоящее время стоимостью оказанных услуг не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса.
Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров без претензий и штрафных санкций. |
30 |
2. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб. | |
Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником об общей сумме контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных участником закупки за период с 01.01.2020 г. по настоящее время
Где: Z2 - значимость показателя, Ni - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, (руб.) Nmax - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема - максимальное значение из всех представленных участниками закупки, (руб.) За услуги сопоставимого характера и объема принимаются услуги по организации и проведению конференций, культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений" за период с 01.01.2020 г. по настоящее время стоимостью оказанных услуг не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса.
Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров без претензий и штрафных санкций. |
30 |
4. Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления. | |
Оценка по данному показателю осуществляется на основании информации, предоставленной участником о количестве грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления за период с 01.01.2015 г. по настоящее время (шт.).
Где: V4 - вес показателя, Ni - информация о количестве грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления, полученных за оказание услуг сопоставимого характера (шт.), представленная i-ым участником Nmax - информация о количестве грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления - максимальное значение из всех представленных участниками закупки (шт.).
За услуги сопоставимого характера и объема принимаются услуги по организации и проведению конференций, культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений".
Сведения представленные участником конкурса по данному показателю подтверждаются наличием копий грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления, адресованных на имя участника конкурса или его руководителя, представленные участником закупки. |
20 |
"_3.3.1. По показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров)" и "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров)" наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки:
- заполненной формой "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к конкурсной документации);
- копии исполненных контрактов/договоров без претензий и штрафных санкций со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии);
- копии актов приемки оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
В случае не предоставления документов по контракту/договору и/или не предоставления формы "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера", комиссия не будет учитывать наличие такого контракта/договора_";
"_3.3.3. По показателю "Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления" участником в составе заявки предоставляются копии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления, адресованных на имя участника конкурса или его руководителя 3.3.3. По показателю "Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления" участником в составе заявки предоставляются копии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления, адресованных на имя участника конкурса или его руководителя_".
Комиссией УФАС констатирует, что выше установленный Заказчиком порядок оценки по показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров)", "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров)" и "Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, дипломов, поощрительных писем, положительных отзывов, благодарственных писем, благодарностей, полученных за оказание услуг сопоставимого характера от органов государственной власти и местного самоуправления" имеет однозначное указание по предоставлению документов в отношении услуг по организации и проведению конференций, культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений.
Комиссия УФАС отмечает, что детализирование требований в рамках оценки данных показатели, а именно услуг по организации и проведению конференций, культурно-массовых мероприятий исключительно по тематике "гармонизация межнациональных отношений", является узконаправленным, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
Комиссия УФАС констатирует, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров)" и "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров)" имеет однозначное указание по предоставлению в качестве опыта контрактов (договоров), исполнение по которым было осуществлено без применения штрафных санкций, пеней, штрафов и т.д
Комиссия УФАС отмечает, что порядок оценки по данным показателям в рассматриваемой части, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса и ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю (Аналогичная позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы N N А40-245985/20-139-1736 от 12 ноября 2018 г.).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают
п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменения в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Плацебо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июня 2021 г. N 44-2860/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021