Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ школа N 380 Красносельского района Санкт-Петербурга имени А.И. Спирина (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "РусТехКом" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19629-ЭП/21 от 16.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку и монтаж оборудования для актового зала (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200087621000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 565 800, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя требования Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в п. 19.2 документации об аукционе установлена "инструкция по заполнению первых частей заявок", которая содержит, в том числе, следующие условия представления сведений в первой части заявки:
- согласие участника электронного аукциона дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг участник электронного аукциона указывает:
- наименование страны происхождения товара;
2. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Таблице 1 Приложения N 2 к настоящей документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии)".
Комиссия УФАС отмечает, что приведенные положения документации являются требованиями к составу первой части заявки, а никак не инструкцией по заполнению заявки.
При этом, в п. 19.3 документации Заказчиком также определена "инструкция по заполнению второй части заявки", содержащая, в том числе, следующие правила: порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе:
Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, превышающее значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "больше", "выше", "свыше", "превышает", "шире", "более", а также с использованием знаков и выражений: ">", "от". Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков. Обращаем внимание участников закупки, что слова "больше", "выше", "свыше", "превышает", "шире", "более", и их производные, ">", "от", не являются частью наименования показателя, а использованы Заказчиком для установления требований к значению технической характеристики показателя.
Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, равное или превышающее значению показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "не меньше", "не ниже", "не уже", "не менее"; "не хуже", а также с использованием знаков и выражений: "", "включительно от". Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков.
Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, меньше значения показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "меньше", "ниже", "уже", "хуже"; "менее", "<", "до". Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков. Обращаем внимание участников закупки, что слова, "меньше", "ниже", "уже", "хуже"; "менее", и их производные, "<", "до", не являются частью наименования показателя, а использованы Заказчиком для установления требований к значению технической характеристики показателя.
Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, равное или меньше значения показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "не больше", "не выше", "не свыше", "не превышает", "не шире", "не более"; "", "включительно до". Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков. Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков. Обращаем внимание участников закупки, что слова, "не больше", "не выше", "не свыше", "не превышает", "не шире", "не более"; "включительно до", и их производные, "", не являются частью наименования показателя, а использованы Заказчиком для установления требований к значению технической характеристики показателя.
По второму виду показателей, для которых указаны диапазоны значений: Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика. При описании требований к диапазонным значениям показателей товаров заказчик использовал слова: "в диапазоне.. от..до.."; "_.." "+/-.."; "не менее..не более.."; "менее..более.."; "не более..не менее.."; "более..менее.."; "не более..более.."; "более..не более.."; "не менее..менее.."; "от..до". Данные слова могут быть указаны через любой знак: ",", ";", "-", "_" или пробел. Участник закупки представляет сведения о диапазонных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков. Установление Заказчиком данного типа показателей обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что требуемый товар имеет техническую характеристику, которая находится в диапазоне значений, либо обусловлено тем, что установление конкретного значения может ограничить предложения участников закупки. За исключением указания требования к показателю установленного с использованием знака "_", по данному виду показателей участник должен указать одно конкретное значение показателя, удовлетворяющее требованиям заказчика и входящее в указанный диапазон.
При указании конкретных показателей, участником закупки, в обязательном порядке указывается единица измерения показателя, в соответствии с единицами измерений установленными документацией о закупке. При выборе эквивалентной характеристики товара требуется указать эту характеристику предлагаемого к поставке товара.
По третьему виду показателей, для которых указаны варианты значений, участник закупки выбирает одно указанное значение или несколько указанных значений для показателя, соответствующее требованиям документации об электронном аукционе и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией. При описании требований к показателям, для которых указаны варианты значений, заказчик использовал слова: "из перечня"; "из списка""; "и/или"; "или", а так же с использованием совместно или по отдельности знаков и выражений: "/"; "\". Участник закупки представляет сведения о данных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков.
В случае использования "или" участник закупки в своей заявке указывает только одно из альтернативных значений показателя.
В случае использования "/"; "\"; "и/или" - одно или несколько указанных вариантов значений через запятую. Если значение показателя (характеристики) товара является отрицательным значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что Закон о контрактной системе не предусматривает возможности указания участником закупки характеристик предлагаемого к поставке товара в составе вторых частей заявок, а, следовательно, приведенная выше инструкция по заполнению вторых частей заявок не корреспондируется с положениями ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, анализ указанных положений инструкции, перечисленных в жалобе Заявителя, позволяет прийти к выводу о том, что что инструкция по заполнению заявок не только определяет определенный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя об установлении Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 42, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РусТехКом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
ГБОУ школа N 380 Красносельского района Санкт-Петербурга имени А.И. Спирина ул. Спирина, дом 2, корпус 3, литера А, Красное Село, Санкт-Петербург, 198320
АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435
ООО "РусТехКом" переулок Майков, дом 8, корпус 1, литер А, помещение 3-н N4, Санкт-Петербург, 198095 |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2868/21
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
22.06.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2868/21 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ школа N 380 Красносельского района Санкт-Петербурга имени А.И. Спирина и его аукционной комиссии устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200087621000003;
- внести изменения в аукционную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200087621000003 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.07.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2021 г. N 44-2868/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021