Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Попова А.В.,
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В., Горошко К.А.
от ООО "Альянс" - представитель отсутствовал,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Альянс" на действия заказчика - МБОУ Лицей N 10 г. Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001121000227 "Работы по капитальному ремонту с проведением комплекса противоаварийных мероприятий здания МБОУ лицея N 10 города Ставрополя".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, выслушав стороны, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. Заявка ООО "Альянс" отклонена на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона, несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, п. 32 Части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе (участник закупки не соответствует дополнительному требованию, установленному в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона и пунктом 2(4) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99, о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), т.к. в составе документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию, направленных заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч. 13 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, представлена копия контракта на выполнение работ, вид которых не предусмотрен пунктом 2(4) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99).
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2.4 Приложения N 1 Постановления N 99 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, предъявляются требования к участникам закупки о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки Постановлению N 99 являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0321300001121000227 и документации об электронном аукционе, размещенной в ЕИС, следует, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту с проведением комплекса противоаварийных мероприятий здания МБОУ лицея N 10 города Ставрополя, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 920 656,80 рублей.
В связи с тем, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту, а начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей, пунктом 32 Части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и пунктом 2(4) Постановления N 99 установлено дополнительное требование к участникам электронного аукциона о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Довод подателя жалобы о предоставлении ООО "Альянс" копии контракта на выполнение работ, вид которых предусмотрен Постановлением N 99, считаем несостоятельным.
В числе направленных документов содержится копия муниципального контракта от 31.01.2020 N ЭА14 на выполнение Завершающих работы в школе с Буркихан Агульского района Идентификационный код закупки 193052990924505010100100150154339414, заключенного между ООО "Альянс" и МКУ "Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" МО "Агульский район".
Сведения о вышеуказанном контракте содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Аукционная комиссия комитета в силу части 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, руководствуясь положениями документации об аукционе и Законом N 44-ФЗ, осуществила проверку относимости опыта выполнения работ в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям.
В составе второй части заявки ООО "Альянс" представлены:
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 04.07.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 04.07.2020 (Раздел 1. Покрытие; Раздел 2. - отсутствует; Раздел 3. Малые архитектурные формы. Установка малых архитектурных форм (скамьи, урны). И в акте и в справке указан объект - "Благоустройство территории".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 20.07.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 20.07.2020 (Раздел 1. Покрытие; Раздел 2. Подпорная стена). И в акте, и в справке указан объект - "Благоустройство территории".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 03.06.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 03.06.2020 (Раздел 1. Покрытие; Раздел 2. Озеленение). И в акте, и в справке указан объект - "Благоустройство территории".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 03.09.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 03.09.2020 (Раздел 1. Покрытие). И в акте, и в справке указан объект - "Благоустройство территории".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 16.09.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 16.09.2020 (Раздел 1. Покрытие). И в акте, и в справке строка "Объект" не заполнена, но работы по выполнению асфальтобетонного покрытия относятся к благоустройству территории.
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 15.12.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 15.12.2020 (Раздел 1. Тротуарная плитка; Раздел 2. Бордюры сб. ж/б; Раздел 3. Бордюры). И в акте, и в справке строка "Объект" отсутствует, но в строке "Стройка" указано - "Благоустройство территории МКОУ "Буркиханская СОШ" МР "Агульский район" РД.
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 23.12.2020 N 1, которой соответствует акт N 1 от 23.12.2020 (Раздел 1. Бетонирование площадки). И в акте, и в справке строка "Объект" не заполнена, но в строке "Стройка" указано - "Благоустройство территории спортивной площадки МКОУ "Буркиханская СОШ" МР "Агульский район" РД.
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 23.12.2020 N 1, которой соответствует акт 1 от 23.12.2020 (Раздел 1. Бетонирование площадки; Раздел 2. Фасад; Раздел 3. Наружная канализация). И в акте, и в справке строка "Объект" не заполнена, но в строке "Стройка" указано - "Благоустройство территории спортивной площадки МКОУ "Буркиханская СОШ" МР "Агульский район" РД.
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 04.07.2020 N 2, которой соответствует акт N 2 от 04.07.2020 (Раздел 1. Монтаж "AKBAJIOC 15"). И в акте, и в справке указан объект - "Установка биологической очистки сточных вод".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 04.07.2020 N 3 с наименованием работ "Пожарная сигнализация". Справке соответствует акт N 3 от 04.07.2020. И в акте указан объект - "2-4 пожарная сигнализация", в справке - "Спортзал 24x12 м".
- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 04.07.2020 N 4 с наименованием работ "Пожарная сигнализация". Справке соответствует акт N 4 от 04.07.2020. И в акте указан объект - "Пожарная сигнализация, часификация", в справке - "Школа".
- Также ООО "Альянс" приложена 2 страница акта, реквизиты которого определить не представляется возможным, однако, исходя из наименования Раздела 2 - "Бордюры сб, ж/б" и Раздела 3 - "Бордюры", следует, что предметом данного акта является благоустройство территории.
Податель жалобы указывает на то, что виды выполненных по муниципальному контракту от 31.01.2020 N ЭА_14 работ, по сути, имеют капитальный характер, но в соответствии с вышеизложенным это не соответствует действительности.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Установка пожарной сигнализации, установка биологической очистки сточных вод фактически является монтажом систем инженерно-технического обеспечения, но никак не их заменой или восстановлением. Замена и восстановление направлены на капитальный ремонт уже существующих систем инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, девять актов прямо указывают на выполнение ООО "Альянс" работ в рамках благоустройства территории. Оставшиеся три акта указывают на выполнение монтажа систем инженерно-технического обеспечения, но никак не на выполнение работ капитального характера.
Следовательно, вид работ, указанный в копии муниципального контракта от 31.01.2020 N ЭА_14, не соответствует пункту 2(4) Постановлению N 99, а ООО "Альянс" не соответствует дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и пунктом 2(4) Постановления N 99.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, при отклонении заявки ООО "Альянс" нарушений Закона N44-ФЗ не установлено.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе: Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
При этом следует понимать, что действиями Заказчика при осуществлении закупки являются действия по формированию и утверждению аукционной, конкурсной, котировочной документации, либо документации запроса предложений а действиями уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, являются действия направленные на процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, процедуру аукциона, а также рассмотрение заявок на участие в конкурсе либо рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе котировок и запросе предложений.
В числе прочего заявитель обжалует положения документации.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им открытого конкурса в электронной форме.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 6 Закона о контрактной системе - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки.
Часть 4 статьи 105 Закона о контрактной системе устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 6 Закона о контрактной системе жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Необходимо отметить, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта. Документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункта 3.37 Регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, и т.д. в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводит.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс" на действия заказчика - МБОУ Лицей N 10 г. Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001121000227 "Работы по капитальному ремонту с проведением комплекса противоаварийных мероприятий здания МБОУ лицея N 10 города Ставрополя" - необоснованной.
2. Согласно пункта 3.37 Регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, и т.д. доводы жалобы заявителя на положения документации не рассматриваются.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 июня 2021 г. N 026/06/69-1431/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021