Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП (пос.Мезиновский Гусь-Хрустального район Владимирской области) на положения документации электронного аукциона на поставку спортивно-оздоровительного оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для нужд МБУ СШОР (извещение N 0128200000121003578) в присутствии представителя заказчика - МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва имени А.А. Прокуророва" заявителя - ИП
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-549/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП (далее - заявитель, общество) на положения документации электронного аукциона на поставку спортивно-оздоровительного оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для нужд МБУ СШОР (извещение N 0128200000121003578).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями положений части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вместо указания кодов ОКПД2 и КТРУ на каждый закупаемый товар, заказчик указал один код ОКПД2 на абстрактный товар - 31.30.15.299 (изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группы).
Также нарушены положения пункта 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 и по целому ряду закупаемых позиций товара заказчиком установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, при этом обоснование необходимости установления таких дополнительных характеристик документация не содержит.
Кроме того, заказчиком по ряду закупаемых позиций установлены требования к поставляемому товару с излишней детализацией, указаны не только характеристики поставляемого товара, но и материалы, используемые для его изготовления, что противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок. Конкурс проводится среди поставщиков, а не изготовителей. Поставщик, не имея товар в наличии, не может заведомо знать, какой компонент тренажера из какого материала сделан. Данные сведения производители не публикуют, в то же время заказчик фактически обязывает потенциального участника закупки приобрести необходимый товар, произвести экспертизу каждого компонента (что приведет товар в негодность), потом закупить идентичный товар и уже только приступить к заполнению заявки.
По мнению заявителя, избыточные требования установлены заказчиком по следующим позициям: "12. Уличный силовой тренажер для жима ногами МВ 7.74 или эквивалент", "1. Уличные ворота для мини-футбола и гандбола, свободностоящие. Комплект искусственного покрытия", "5.Рулонное покрытие для беговых дорожек (в комлекте с разметочной краской и клеем)", "10.Уличный силовой тренажер для подтягивания отжимания с противовесом МВ 7.73 или эквивалент", "11.Уличный силовой тренажер для верхней тяги МВ 7.38 или эквивалент", "13. Уличный силовой тренажер для тренировки грудных мышц путем жима вперед сидя МВ 7.30.3 Е или эквивалент, "14.Уличный силовой тренажер для разведения ног МВ 7.49 или эквивалент", "15. Уличный кардиотренажер на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом МВ 7.81 Е", "16. Уличный спортивный комплекс МВ 7.47/1Е".
Также заявитель полагает, что по совокупности требованиям технического задания аукционной документации соответствует продукция единственного производителя - МВ Barbell. Многие требования заказчика описывают запатентованную бенефициаром данного производителя - В.Е. Маркеловым.
Кроме того, большая часть закупаемого товара (пункты 10,11,12,13,14,15) имеет ОКПД2 32.30.14.120 который подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд", в тоже время такие пункты как 5,6 (ОКПД2 22.19.72) и 7 (ОКПД2 32.30.15.299) не подпадает под действие данного постановления. Вместе с тем пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить процедуру определения поставщика, провести внеплановую проверку осуществления закупки, признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, привлечь к ответственности виновных лиц.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 N 1134 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственных покрытием".
В соответствии с Перечнем к Приказу Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 заказчиком была размещена информация об всех обязательных товарах. Данный приказ является обязательным для использования в работе заказчиком и правомерно применен при составлении аукционной документации. Кроме того, необходимо учитывать, что закупается спортивно-технологическое оборудование для создания единого комплекта физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для обеспечения нужд МБУ СШОР, который будет расположен по одному адресу.
Однако считаем необходимым отметить, что подлежащее поставке в рамках закупки спортивное оборудование подлежит эксплуатации на открытом воздухе, в том числе при неблагоприятных погодных условиях.
Заказчиком, для спортивных товаров был выбран код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2) - 32.30.15.299 "Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки".
Указание вышеуказанного кода ОКПД2 не противоречит общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности и нормам Закона о контрактной системе. Так, в состав закупки входят спортивные товары, а именно: снаряды, инвентарь и оборудование для занятий спортом на открытом воздухе, то соответственно Заказчиком был выбран код ОКПД2 из группы 32.30.15 "Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе; плавательные бассейны и бассейны для гребли".
При этом, предложенные Заявителем к использованию при описании требований к спортивному оборудованию позиции, сформированы на основании группы ОКПД2 32.30.14 "Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах", когда как подлежащему поставке спортивному оборудованию соответствует группа ОКПД2 32.30.15 "Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе; плавательные бассейны и бассейны для гребли".
В связи с указанными обстоятельствами, позиции КТРУ по группе 32.30.14 ОКПД2 не могли быть использованы заказчиком при описании требований к поставляемому спортивному оборудованию и по остальным позициям Технической части аукционной документации.
Кроме того, позиций, соответствующих требованиям заказчика к поставляемому оборудованию по группе 32.30.15 ОКПД2, КТРУ также не содержит.
Таким образом, при формировании требований к закупаемым товаров Заказчик руководствовался нормами Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требовании или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используёмым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствли с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании были сформулированы требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчику необходимо использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, непосредственно касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описаний товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключении государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемым комплектам спортивно-технологического оборудования, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 N Ф01- 2642/2015 по делу N A38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта згкупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, установленные требования к спортивному оборудованию соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком закупается единый комплект спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа. Код объекта закупки, установленный Заказчиком по классификатору ОКПД2 - 32.30.15.299 "Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки".
Указанный код ОКПД2: 32.30.15.299 отсутствует в приложении к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иносзранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поэтому у Заказчика нет оснований для установления в документации об электронном аукционе ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, лот сформирован Заказчиком правомерно и круг потенциальных участников закупки не ограничен.
Из четвертого довода жалобы следует, что установленные в техническом задании характеристики, а также изображения уличных силовых тренажеров полностью соответствуют только с зарегистрированными запатентованными моделями, производителя "MB BARBEL", правообладателем которой является В.Е. Маркелов, что также приводит к ограничению количества участников закупки и способствует ограничению конкуренции на рынке.
Заказчик - МБУ СШОР просит признать жалобу в данной части необоснованной, установленные характеристики полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Технические характеристики требуемых к поставке товаров, изложенные в техническом задании электронного аукциона 0133200001721001212, не содержат требование или указание на какой-либо конкретный патент или патентообладателя, а также артикулы.
При формировании требований к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров была использована информация из открытых источников информации.
Как отмечалось выше, Заказчик вправе включать в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмот|рены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Изображения были включены в описание объекта закупки в целях детализации, улучшении визуализации объекта закупки.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Указанные характеристики закупаемого Заказчиком товара, не свидетельствуют об использовании заказчиком при описании содержится указание на запатентованную технологию или указание на патент.
Так, согласно патенту, RU 2515434 С1 (описания изобретения к патенту) у запатентованного товара имеется ряд отличительных от иных товаров признаков (10 позиций). При этом наличие таких существенных отличительных признаков обеспечивает соответствие заявляемого спортивного тренажера условию патентоспособности "новизна" по действующему законодательству.
В описании объекта закупки отсутствует весь спектр отличительных признаков запатентованных по патентам RU 2 515 434 С1 и RU 2661319 С1 товара и конструктивных элементов товара.
В данном случае заявителем не представлено доказательств, что весь спектр отличительных признаков запатентованных по патентам RU 2 515 434 С1 и RU 2661319 С1 товара и конструктивных элементов товара использован заказчик при описании объекта закупки.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Заявитель не представил доказательств того, что у неограниченного числа участников закупки отсутствует возможность обратиться в адрес поставщиков данного оборудования. Потребностью заказчик является поставка именно спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа, а не его производство, в связи с чем, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар и отвечающее требованиям аукционной документации.
На основании изложенного представитель заказчика считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000121003578 со стороны заказчика не допущено и просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "г" Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается её конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимальной либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.
В силу пункта 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 2 Показатели товара Таблица 1 заказчиком установлен ряд требований к качественным, техническим, функциональным характеристикам поставляемого товара "Комплект искусственного покрытия", не предусмотренных КТРУ (32.30.15.299 - 0000007), при этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования такой информации.
В силу изложенного, по данной позиции аукционная документация нуждается в корректировке и уточнении.
Вместе с тем, по другим закупаемым товарам, позиций соответствующих требованиям заказчика к поставляемому товару по группе 32.30.15 ОКПД2, КТРУ не содержит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В силу изложенного, Комиссия полагает необоснованным довод жалобы относительно того, что под требования заказчика подходит только оборудование одного производителя и это является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия полагает, что по ряду позиций технического задания аукционной документации заказчиком установлены избыточные требования к показателям товара (в частности к материалу из которого изготовлен товар), значения которых можно определить только имея товар в наличии путем проведения соответствующих испытаний. Указанные избыточные требования к показателям товара установлены заказчиком по следующим позициям: "12. Уличный силовой тренажер для жима ногами МВ 7.74 или эквивалент", "1. Уличные ворота для мини-футбола и гандбола, свободностоящие. Комплект искусственного покрытия", "5.Рулонное покрытие для беговых дорожек (в комлекте с разметочной краской и клеем)", "10.Уличный силовой тренажер для подтягивания отжимания с противовесом МВ 7.73 или эквивалент", "11.Уличный силовой тренажер для верхней тяги МВ 7.38 или эквивалент", "13. Уличный силовой тренажер для тренировки грудных мышц путем жима вперед сидя МВ 7.30.3 Е или эквивалент, "14.Уличный силовой тренажер для разведения ног МВ 7.49 или эквивалент", "15. Уличный кардиотренажер на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом МВ 7.81 Е", "16. Уличный спортивный комплекс МВ 7.47/1Е".
По данным позициям, аукционная документация нуждается в корректировке и уточнении.
Заказчиком закупается единый комплект спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа. Код объекта закупки, установленный Заказчиком по классификатору ОКПД2 - 32.30.15.299 "Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки".
Указанный код ОКПД2: 32.30.15.299 отсутствует в приложении к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иносзранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поэтому у Заказчика нет оснований для установления в документации об электронном аукционе ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Жалоба по данному доводу является необоснованной.
Кроме того, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В аукционной документации по позиции "Рулонное покрытие" имеется требование "На покрытие должна быть нанесена разметка согласно правил IAAF". Вместе с тем, данная разметка наносится после монтажа покрытия, однако аукционная документация подразумевает поставку, а не монтаж.
В силу изложенного, данная позиция нуждается в корректировке и уточнении.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП (пос.Мезиновский Гусь-Хрустального район Владимирской области) на положения документации электронного аукциона на поставку спортивно-оздоровительного оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для нужд МБУ СШОР (извещение N 0128200000121003578) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 июня 2021 г. N 033/06/33-549/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021