Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина бескостная охлажденная) (N закупки 0128200000121003610) в присутствии:
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области:;
представителя заказчика - ГБУЗ ВО "ГБ N6 г.Владимира":.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя.
16.06.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 17.06.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/67-559/2021 Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина бескостная охлажденная) (N закупки 0128200000121003610).
Согласно протоколу рассмотрения заявок па участие в электронном аукционе от 03.06.2021 закупки N 0128200000121003610 заявка Индивидуального предпринимателя на участие в электронном аукционе N 0128200000118005569 отклонена по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: Приложение N1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара указаны не в диапазоне (кусок мяса)).
Заявитель считает данный отказ необоснованным и несоответствующим требованиям законодательства РФ и нарушающим права и законные интересы участника в виду следующего.
Документация не содержит правила описания характеристики в случае применения заказчиком в показателях товара со словом "в диапазоне". Словосочетание "... кусок мяса должен быть в диапазоне от 3 до 7 кг" трактуется двояко, невозможно определить, требуется конкретный показатель в указанном диапазоне либо диапазон показателя, входящий в диапазон. Аукционная документация должна содержать примечание, согласно которому участник закупки может указать значение данного показателя, либо в виде конкретного значения, либо в виде диапазонного значения.
Отсутствие в аукционной документации подробного правила заполнения заявки исключает возможность однозначного толкования участниками закупки требований, установленных заказчиком к первой части заявки.
В связи с вышеизложенным, заявитель просит признать незаконным отклонение заявки ИП на участие в электронном аукционе N 0128200000121003610 на поставку продуктов питания (говядина бескостная охлажденная); допустить заявку ИП до участия в рассматриваемом электронном аукционе.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.06.2021 N 0128200000121003610 по окончании срока подачи заявок было подано семь заявок от участников закупки с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8.
Комиссия рассмотрела заявки участников закупки и документы участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и документации об аукционе N 0128200000121003610 и приняла решение о несоответствии заявок на участие в закупке с идентификационными номерами: 2, 4, 5.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.06.2021 года N 0128200000121003610 участнику закупки с идентификационном номером 5 отказано в допуске на основании п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Приложение N1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара указаны не в диапазоне (кусок мяса)).
В Приложении N1 к информационной карте электронного аукциона заказчиком установлены требования, предъявляемые к закупаемому товару:
1 |
Говядина бескостная |
Мякоть, без костей, сухожилий и пленок, охлажденная, кусок мяса должен быть в диапазоне от 3 до 7 кг, ГОСТ 31797-2012 |
В заявке заявителя жалобы по данной позиции указано следующее: | ||
1 |
Говядина бескостная Производитель ООО "Зернопродукт". Страна происхождения Российская Федерация |
Мякоть, без костей, сухожилий и пленок, охлажденная, кусок мяса 5 кг, ГОСТ 31797-2012 |
Заказчиком в соответствии с Приложением N1 к информационной карте указан показатель "кусок мяса" в виде диапазонного значения "в диапазоне от 3 до 7 кг".
Заявитель жалобы, в свою очередь, по данной позиции указал конкретное значение показателя "5 кг", не указав диапазон значений, как этого требует документация заказчика.
Документация заказчика не содержит каких-либо положений или инструкций по заполнению первой части заявки, позволяющих предположить возможность конкретного описания характеристик, указанных заказчиком в виде диапазона. При этом формирование аукционной документации, в том числе описания объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией заказчика.
Следовательно, сделать вывод о соответствии предлагаемого заявителем жалобы товара требованиям документации заказчика не представляется возможны, и комиссия правомерно отказала заявителю жалобы в допуске к участию в электронном аукцион.
Представитель заказчика поддержал позицию аукционной комиссии, просил в удовлетворении жалобы отказать и отметил следующее.
В приложении N1 к информационной карте электронного аукциона установлены требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара "Говядина бескостная", а именно "Мякоть, без костей, сухожилий и пленок, охлажденная, кусок мяса должен быть в диапазоне от 3 до 7 кг, ГОСТ 31797-2012". Вес был указан в диапазоне по причине того, что данный товар не штучный, а весовой. Вес куска мяса невозможно определить конкретным показателем. Заказчик закупает кусок мяса, а не гуляш. Для того, чтобы поставить мясо конкретного веса, как предложила ИП 5 кг, поставщику придется разрезать его на несколько частей и вероятнее всего будут включены обрезки, что не соответствует описанию объекта закупки. Следовательно, прописывая вес мяса в диапазоне, заказчик хочет получить единый, неделимый кусок мяса весом от 3 до 7 кг. Указав вес мяса в диапазоне, наоборот заказчик предполагал тем самым расширить круг участников закупки.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.05.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121003610 и документация об электронном аукционе на поставку продуктов питания (говядина бескостная охлажденная).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 476 670,00 рублей.
По окончании срока подачи заявок до 03.06.2021 09:00:00 было подано 7 заявок от участников, с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0128200000121003610 от 03.06.2021 г. заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Приложение N1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара указаны не в диапазоне (кусок мяса)).
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком в пунктах 13.2, 16.4 документации об электронном аукционе.
Проанализировав первую часть заявки заявителя и требования, установленные заказчиком в аукционной документации, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
По позиции 1 Приложения N1 заказчиком установлены следующие требования к техническим, качественным характеристикам (функциональные характеристики, упаковка) товара: "Мякоть, без костей, сухожилий и пленок, охлажденная, кусок мяса должен быть в диапазоне от 3 до 7 кг, ГОСТ 31797-2012".
В заявке участника ИП по требованию к техническим, качественным характеристикам (функциональные характеристики, упаковка) товара указано следующее: "Мякоть, без костей, сухожилий и пленок, охлажденная, кусок мяса 5 кг, ГОСТ 31797-2012".
Таким образом, заявителем указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия Владимирского УФАС России обращает внимание на факт того, что показатель "Вес куска мяса" заказчиком установлен в диапазоне от 3 до 7 кг исходя из его потребности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе".
Контрольный орган в сфере закупок принимает во внимание позицию заказчика о том, что закупаемый товар (мясо говядины) является не штучным, а весовым. Вес куска мяса невозможно определить конкретным показателем, так как заказчик закупает кусок мяса, а не гуляш.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупки, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
Кроме изложенного, контрольный орган в сфере закупок принимает во внимание обстоятельство того, что на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, электронный аукцион состоялся, 3 участника подавали ценовые предложения, текущее снижение составило 8 %.
Контрольный орган в сфере закупок обращает внимание, что согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Контрольным органом в сфере закупок установлено, что запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в том числе заявителем жалобы на адрес электронной площадки не направлялось.
Кроме изложенного, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (говядина бескостная охлажденная) (N закупки 0128200000121003610) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 июня 2021 г. N 033/06/67-559/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021