Резолютивная часть решения оглашена 18.06.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инновационные медицинские технологии" (далее - ООО "ИМТ", заявитель, общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку магнитно-резонансного томографа 1,5 Т (N закупки 0128200000121003940) в присутствии:
представителей заказчика - ГБУЗ ВО "ОДКБ": ;
представителей заявителя - ООО "ИМТ":.
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его законного представителя.
17.06.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 18.06.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-560/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ИМТ" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку магнитно-резонансного томографа 1,5 Т (N закупки 0128200000121003940).
Представители заявителя по доводам жалобы пояснили следующее.
1. В п. 2.4.8.Технического задания (Приложение N1 к Информационной карте) Заказчиком установлено следующее требование:
22.4.8 |
Оборудование для проведения исследования детей массой менее 10 кг |
Специализированная жесткая катушка для новорожденных или кювез для новорожденных**** |
Представители общества полагают, что данное требование является ограничивающим по следующим причинам.
-Требования по наличию именно Жесткой катушки ограничивают участников закупки с товаром других производителей, у которых исследование у детей реализовано с помощью гибких катушек.
-Кювезы (инкубаторы), предназначенные для МРТ исследований у новорожденных, имеют свои катушки и по общей стоимости не могут быть сравнены с жесткой катушкой для МРТ. Они дополнительно должны быть обеспечены блоком питания, устройством для транспортировки. Таким образом, автоматически возникают преференции для производителей с жесткой педиатрической катушкой.
Если катушки являются принадлежностью к МРТ, то Кювез является самостоятельным оборудованием с отдельным кодом КТРУ и должен приобретаться Заказчиком отдельно для проведения конкурентной закупки. В текущей редакции требований, добавление кювеза в требования аукционной документации является лишь видимостью по созданию конкурентных требований и противоречит законодательству в сфере закупок.
Заказчиком установлено требование по исследованию детей массой до 10 кг. Кювез (инкубатор) не предполагает исследований детей до 10 кг.
Амагнитный кювез особенно необходим для младенцев, находящихся в условиях искусственного жизнеобеспечения, т.к. позволяет проводить МРТ детям без изменения микроклимата при перемещении их из отделения для новорожденных или любого другого отделения в МРТ отделение; при этом данное диагностическое оборудование сохраняет стерильность микроклимата и поддерживается заданный температурный режим, что позволяет избежать гипотермии младенцев не только при транспортировке, также как и в транспортном инкубаторе для новорожденных, но и во время проведения самой МР томографии, таким образом указание в техническом задании "Специализированная жесткая катушка для новорожденных или кювез для новорожденных" является абсолютным противоречием, катушка является принадлежностью МРТ и не может выполнять функции кувеза (поддержка микроклимата, температурного режима и т.д.), а кувез является медицинским диагностическим медицинским изделием.
Таким образом, по совокупности вышеизложенных пунктов требования п.2.4.8. не являются конкурентными.
2. В п. 2.19.12 и 2.19.13. Технического задания (Приложение N1 к Информационной карте) Заказчиком установлено следующее требование:
2.19.12 |
Система сбора, хранения и обработки данных с медицинского оборудования по протоколу DICOM |
Наличие |
2.19.13 |
Полезная емкость жестких дисков для хранения изображений, Тб |
не менее 10* |
Система сбора, хранения и обработки данных с медицинского оборудования представляет собой комплекс аппаратно-программных средств (компьютерные сети, серверы, компьютеры-рабочие станции, лицензионное программное обеспечение) предназначенных для организации хранения и архивирования цифровых диагностических изображений в ЛПУ, организация передачи изображений по сети, как внутри ЛПУ, так и между разными ЛПУ ведомства. Например, снимок, сделанный в каком-либо региональном ЛПУ может быть быстро передан по сети для консультации в центральное ЛПУ, где присутствуют специалисты. Создание компьютеризированных рабочих мест Специалистов, оснащенных функциями, соответствующими их статусу (Врач-рентгенолог должен иметь рабочую станцию, оснащенную высококонтрастными мониторами для описания диагностических изображений. Врач-клиницист может иметь менее мощную станцию и т. д.)
Поскольку системы сбора, хранения и обработки данных являются независимым от МРТ оборудованием, на них имеются отдельные коды КТРУ 62.01.29.000-00000002 Программное средство виртуализации и системы хранения данных, включение Заказчиком в состав одного лота Магнитно-резонансного томографа 1,5 Т и Системы сбора, хранения и обработки данных с медицинского оборудования по протоколу DICOM, а также полезной емкости жестких дисков для хранения изображений, Тб, является нарушением требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. В поступившем запросе разъяснений в части п. 3.1. Гарантия на оборудование и его составные части не менее 12 месяцев и п. 3.2 Гарантийное техническое обслуживание и постгарантийная техническая поддержка пользователя - наличие. Срок гарантийного обслуживания составляет не менее 18 месяцев с даты ввода в эксплуатацию. Поставщик организует проведение профилактических осмотров и мероприятий в соответствии с эксплуатационной и сервисной документацией на оборудование, по гарантийной замене и ремонту деталей, предоставлению в пользование на время ремонта аналогичного товара, по забору и возврату товара транспортом поставщика в течение гарантийного срока. В течение гарантийного срока все дефекты устраняются за счет поставщика. Все демонтированные в процессе оказания услуг по обслуживанию расходные материалы, комплектующие или запасные части должны возвращаться Заказчику.
Заказчиком дается неоднозначный ответ по этим двум пунктам, а именно по п. 3.2 Гарантийное техническое обслуживание и постгарантийная техническая поддержка пользователя - наличие.
С 31 августа 2020 г. вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - Приказ 450н), который определяет как формируется НМЦК предмета закупки, а именно если происходит закупка МИ, для эксплуатации которого в период гарантийного срока в соответствии с данными, указанными в эксплуатационной документации производителя (изготовителя), требуются расходные материалы и проведение технического обслуживания, необходимо учитывать стоимость всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации медицинского изделия и позиции в период гарантийного срока, без учета НДС и стоимость всех услуг по техническому обслуживанию, необходимых для эксплуатации медицинского изделия и позиции в период гарантийного срока, без учета НДС.
Заказчиком установлено требование к гарантийному сроку не менее 12 месяцев, к техническому обслуживанию постгарантийной техническая поддержка пользователя, срок гарантийного обслуживания составляет не менее 18 месяцев с даты ввода в эксплуатацию, но при этом не определена цена стоимости гарантийного обслуживания по истечении 12 месяцев гарантийного срока.
Гарантийный срок эксплуатации определяется эксплуатационной документацией для МИ (п.7 Приказа 450н) - "В целях формирования стоимости расходных материалов (далее - СРМ) и стоимости услуг по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия (далее - СТО) в соответствии с настоящим порядком гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия устанавливается заказчиком в соответствии с эксплуатационной документацией для такого медицинского изделия и должен составлять не менее 12 месяцев.
При отсутствии информации о наличии или длительности гарантийного срока эксплуатации заказчиком устанавливается такой период, равный 24 месяцам со дня передачи медицинского изделия заказчику".
Таким образом устанавливая различные сроки гарантии и постгарантийного обслуживания Заказчиком нарушено требование Приказа 450Н МЗ РФ.
Устанавливая дополнительные сроки постгарантийной технической поддержки пользователя, срок гарантийного обслуживания составляет не менее 18 месяцев выше гарантийного срока, Заказчик должен был определить стоимость ТО отдельной ценой или производить расчет исходя из гарантии 24 месяца на все оборудование.
В силу вышеперечисленного, представители заявителя просят отменить аукцион, внести изменения в техническое задание, для того чтобы расширить круг участников, признать заказчика нарушившим требования статьи 8, 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика по доводам жалобы отметили следующее.
1. При формировании технического задания Заказчик исходил из собственных потребностей, с целью организации лечебного процесса, согласно специфике работы учреждения - педиатрический профиль, основываясь на требованиях ФЗ N44, Ф3N323, Ф3N135 и государственных стандартов ГОСТ Р 55719-2013, ГОСТ Р 56310- 2014 и ГОСТ Р 57082-2016. Каждый пункт технического задания обоснован в столбце "примечание".
Заказчик, ГБУЗ ВО "ОДКБ", является многопрофильной организацией, пациентами которой являются дети в возрасте от 0 до 18 лет. В настоящий момент лечебное учреждение направляет в стороннюю организацию пациентов для проведения МР-исследований. При этом сторонняя организация не может в полной мере проводить МР-исследования у новорожденных и недоношенных детей из-за отсутствия специализированного оборудования для проведения исследования детей массой менее 10 кг. Заказчик установил требование о наличии такого оборудования с целью обеспечения потребности в организации лечебного процесса.
При анализе магнитно-резонансных томографов 1,5 Т, их технических возможностей Заказчик установил, что проведение исследований новорожденных и недоношенных детей у различных производителей обеспечивается креплением таких пациентов, ввиду их возможной подвижности при исследовании, различными средствами: такими как жесткая катушка для новорожденных или кювез для новорожденных. При этом Заказчика устроит любое из указанных средств для проведения МР-исследований детей массой менее 10 кг, в. т.ч. новорожденным. Дополнительных требований к кювезу не устанавливается. Участник закупки сам определяет как в предлагаемом им к поставке оборудовании реализована данная возможность проведения исследований для качественного получения МР-снимков новорожденных. Заказчиком установлено требование по исследованию детей массой менее 10 кг. Жесткая катушка для новорожденных или кювез для новорожденных различных производителей имеют грузоподъемность менее 10 кг.
Пункт 2.4.8 клинически важный для заказчика, основанный на потребности в оказании медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям. Данным пунктом Заказчик не ограничивает число участников закупки, т.к. не менее 2 производителей аппаратов МРТ 1,5 Т предоставляют в комплекте поставки жесткие катушки для новорожденных. Данный довод подтверждается регистрационными удостоверениями на медицинское оборудование различных производителей с официального сайта https://roszdravnadzor.gov.ru/: NФСЗ 2011/08912 от 07.09.2020 (п.39 катушки педиатрические, люльки детские) и NРЗН 2019/9428 от 24.12.2019 (п.6.26 катушка педиатрическая для тела). Заказчик установил требование наличия оборудования для исследования детей массой менее 10 кг, это означает что любое устройство, будь то катушка или кювез должны обеспечивать проведение исследований детям не более 10 кг.
Ввиду сказанного, МРТ с оборудованием для проведения исследования детей массой менее 10 кг, предназначенным для крепления детей массой менее 10 кг - функционально связанные между собой части для обеспечения полного спектра исследований различных возрастных групп пациентов.
2. Пункты 2.19.12 и 2.19.13 сформированы в соответствии с потребностью Заказчика в хранении и передачи медицинских изображений в соответствиями с требованиями, установленными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2020 г. N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований"(далее - Приказ N560н) и ФЗ N323; удовлетворяют потребности Заказчика по хранению медицинских изображений в период гарантийного срока на оборудование. Наличие функции сбора, хранения и обработки данных в формате DICOM, регламентированы ГОСТ Р 57082-2016 п.6.5 (DICOM-совместимость, Запись DICOM-файлов на CD/DVD- диск, USB, непосредственно на рабочей станции пользователя, Передача DICOM изображений во внешние DICOM-совместимые системы) и ГОСТ Р 56310-2014 п.п. 6.1.6 (Архивирование изображений на CD в формате DICOM). Полезная емкость жестких дисков рассчитана из потребности Заказчика в хранении снимков в соответствии с протоколами хранения медицинских изображений. В соответствии с п.19 Приказа N560н: "Срок хранения изображений, полученных при проведении рентгенологического исследования составляет 2 года при отсутствии патологии и 5 лет для изображений, отражающих патологические изменения. Изображения, выполненные пациентам детского возраста, при наличии патологических изменений хранятся 10 лет". Объем жестких дисков не менее 10 Тб позволит хранить МР- исследования и обеспечить резервное копирование данных в необходимом объеме.
Система сбора, хранения и обработки данных с медицинского оборудования по протоколу DICOM является аппаратным комплексом. Указанная аппаратная система не является отдельным объектом закупки, следует также отметить, что в соответствии с п.2 постановления N1236 от 16.05.2015 в едином реестре отсутствуют сведения о любом программном обеспечении для магнитно-резонансного томографа, как следствии этого указанный заявителем запрет не устанавливается.
Система сбора, хранения и обработки изображений позволит Заказчику выгружать исследования сделанные определенному пациенту, наблюдать динамику развития заболевания, сравнивать сделанные снимки. Всё это является неотъемлемой частью для оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями ФЗ N323.
3. Заказчик в своих требованиях основывается на требованиях Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 3.1 заказчик указывает, что "гарантия на оборудование и его составные части не менее 12 месяцев", а в пункте 3.2 "Гарантийное техническое обслуживание и постгарантийная техническая поддержка пользователя - наличие. Срок гарантийного обслуживания составляет не менее 18 месяцев с даты ввода в эксплуатацию". При этом постгарантийная поддержка пользователя осуществляется не менее срока гарантийного обслуживания.
При формировании технического задания Заказчик исходил из собственных потребностей, основываясь на требованиях Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и государственных стандартов ГОСТ Р 55719-2013, ГОСТ Р 56310-2014 и ГОСТ Р 57082-2016.
П.п.3.1, указывает на наличие гарантии на всю магнитно-резонансную систему, это срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара.
П.п.3.2. Указывает на срок гарантийного обслуживания с даты ввода в эксплуатацию, включающее в себя техническую поддержку, проверку работоспособности и прочие работы в соответствии с паспортом на поставляемое устройство и его составные части.
Требования по наличию гарантийного технического обслуживания регламентированы п.п. 5.14 ГОСТ Р 55719-2013, согласно которого "В ТЗ обязательно следует точно указывать продолжительность гарантийного обслуживания и место по усмотрению Заказчика. Срок гарантийного обслуживания, указанный в ТЗ, не может быть меньше гарантийного срока обслуживания производителя (изготовителя) (то есть гарантийного срока указанного в п.п. 3.1. технического задания) и больше срока нормативной эксплуатации ВМО (то есть срока указанного в п.п. 2.26 технического задания)". ГОСТ Р 55719-2013 регламентирует устанавливать срок технического обслуживания не менее гарантийного и не более нормативного срока, т.е. от 12 месяцев до 10 лет. Данное требование сформировано с учетом анализа общедоступной информации поставок в ЕИС и в соответствии с ГОСТ Р 55719-2013 и необходимостью проведения тщательного контроля над высокотехнологичным медицинским оборудованием.
Начальная максимальная цена контракта рассчитана в соответствии с требованиями законодательства, включает в себя все расходы связанные с исполнением обязательств по договору, в т.ч. оказанию услуг по доставке, разгрузке, сборке, монтажу, установке, вводу в эксплуатацию товара, проведению обучения правилам эксплуатации и инструктажа медицинского и технического персонала заказчика в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара, а так же налоги сборы и другие обязательные платежи. Цена контракта будет сформирована после проведения торгов.
Следует отметить, что техническое задание Заказчика удовлетворяет не менее 4 различным производителям МРТ-систем 1,5 Т, что подтверждается аналитической справкой подготовленной Заказчиком, согласно предоставленным данным об оборудовании различных производителей.
Кроме того, Заказчик, при формировании технического задания, силами экспертной аккредитованной организации, провел экспертизу технического задания планируемого к закупке медицинского оборудования (магнитно-резонансный томограф 1,5Т) на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством о защите конкуренции в части наличия/отсутствия ограничений в совокупности требуемых параметров в описании объекта закупки и возможности проверки поставки продукции различных производителей, а также подготовке обоснования начальной (максимальной) цены контракта с применением методов, установленных законодательством о контрактной системе.
По результатам экспертизы техническое задание соответствует требованиям нормативно-правовых документов. В техническом задании отсутствуют ограничения в совокупности требуемых параметров в описании объекта закупки и техническое задание не ограничивает поставку продукции различных производителей. При формировании начальной максимальной цены контракта так же использовались данные предоставленные экспертной организацией.
Таким образом, документация и все ее приложения соответствуют требованиям Федеральных законов N 44-ФЗ от 05.04. 2013"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", требованиям ГОСТ и др. нормативным актам, а также потребностям Заказчика.
В связи с изложенным, представители заказчика просили признать жалобу ООО "Инновационные медицинские технологии" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
02.06.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121003940 и документация об электронном аукционе на поставку магнитно-резонансного томографа 1,5 Т.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 980 000,00 рублей.
Проанализировав 1,2 доводы заявителя, позицию заказчика, требования аукционной документации Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе".
Согласно позиции 2.4.8 "Техническое задание" Приложения N 1 к информационной карте: "Оборудование для проведения исследования детей массой менее 10 кг - Специализированная жесткая катушка для новорожденных или кювез для новорожденных**** - Обеспечивает проведение исследования новорожденным детям, их фиксации во время процедуры МРТ и получения качественного исследования новорожденных в связи со спецификой работы учреждения".
В соответствии с позицией 2.19.12 "Техническое задание" Приложения N 1 к информационной карте: "Система сбора, хранения и обработки данных с медицинского оборудования по протоколу DICOM - Наличие - Для расширения возможности хранения и передачи медицинских изображений".
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупки, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
При формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заказчиком с учетом специфики деятельности учреждения при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам.
Из пояснений заказчика следует, что рассматриваемые характеристики и показатели являются значимыми для заказчика.
Комиссия, рассмотрев обоснование заказчиком установления требований к характеристикам оборудования, установила, что данные требования отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования оборудования, поэтому не могут рассматриваться как ограничивающие количество участников закупки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Контрольный орган в сфере закупок принимает во внимание обстоятельство того, что на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, электронный аукцион состоялся, все участники подавали ценовые предложения, текущее снижение составило 10,5%.
На основании изложенного, 1, 2 доводы заявителя признается необоснованным.
Относительно довода 3 заявителя жалобы Комиссия Владимирского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает установления требований к форме ответа на разъяснения положений документации.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
- плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
- внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
Часть 4 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Вышеуказанные положения статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок свидетельствуют о том, что к полномочиям контрольного органа в сфере закупок (каковым является территориальный антимонопольный орган) не относится проведение проверки надлежащего исполнения заказчиком требований законодательства РФ к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Данные полномочия в соответствии с частями 8,9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок делегированы органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольный орган в сфере закупок лишь констатирует факт наличия в закупочной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта - Приложение N 2 к информационной карте.
Кроме изложенного, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИМТ" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку магнитно-резонансного томографа 1,5 Т (N закупки 0128200000121003940) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 июня 2021 г. N 033/06/33-560/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021