Резолютивная часть оглашена
15.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Джули" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: Капитальный ремонт дороги по улице Советская в городском округе Отрадный Самарской области. Участок от улицы Сабирзянова до улицы Победы. Ремонт тротуаров и уличного освещения (извещение N 0842200002121000103, начальная (максимальная) цена контракта - 10 645 185,76 руб.),
в отсутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: Капитальный ремонт дороги по улице Советская в городском округе Отрадный Самарской области. Участок от улицы Сабирзянова до улицы Победы. Ремонт тротуаров и уличного освещения (извещение N 0842200002121000103, начальная (максимальная) цена контракта - 10 645 185,76 руб.).
Из жалобы ООО "Джули" следует, что Заказчик неправомерно установил требование о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого характера и объема только по государственным м муниципальным контрактам из реестра контрактов, исключая опыт по договорам гражданско-правового характера, заключенным в обычной хозяйственной деятельности, чем необоснованно ограничил конкуренцию по отношению к ее участникам.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобы необоснованными, представили письменные возражения, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об открытом конкурсе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В документации в файле "Критерии оценки" установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Значимость критерия оценки - 40 % (коэффициент значимости критерия оценки - 0,4). | |||
N |
Наименование показателя критерия оценки |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных (муниципальных) контрактов |
65 |
0,65 |
2. |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании гражданско-правовых договоров |
5 |
0,05 |
3. |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных (муниципальных) контрактов на основании наибольшей цены одного из исполненных контрактов |
30 |
0,3 |
|
Итого: |
100 |
1 |
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), организованной в соответствии с частью 68 статьи 112 Закону о контрактной системе, согласно п.27(2) порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила), по не стоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил :
Для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: линейные объекты капитального строительства;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом а) п.27(3) Правил объекта капитального строительства соответствующего вида.
Закупка производится в отношении капитального ремонта линейного объекта. В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Конкурсной документацией установлено:
2.Нестоимостные критерии оценки:
2.1 Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Значимость: 40 % (коэффициент значимости критерия 0.4)
По всем показателям оценке подлежат контракты предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
ПОКАЗАТЕЛЬ N 1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных (муниципальных) контрактов)"
Величина значимости: 65 (коэффициент значимости показателя критерия 0.65)
Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N223-ФЗ, далее - контракт) сопоставимого характера и объема за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
Количество баллов определяется по формуле
ПОКАЗАТЕЛЬ N 2 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании гражданско-правовых договоров"
Величина значимости: 5 (коэффициент значимости показателя критерия 0.05)
Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником гражданско-правовых договоров (далее - договор) сопоставимого характера и объема за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
100 баллов начисляется за наличие договора гражданско-правового характера, 0 баллов - при отсутствии таких договоров.
ПОКАЗАТЕЛЬ N 3 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании государственных (муниципальных) контрактов на основании наибольшей цены одного из исполненных контрактов"
Величина значимости: 30 (коэффициент значимости показателя критерия 0.3)
Содержание: Заказчиком оценивается предложение участника по наибольшей цене одного из исполненных контрактов, заключенных по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N223-ФЗ, далее - контракт) сопоставимого характера и объема.
Количество баллов определяется по формуле
Закон о контрактной системе и Постановление N 1085 не устанавливают порядок подтверждения наличия опыта в части требований к срокам ранее исполненных контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки. Требование к сроку ранее исполненных контрактов (договоров) указано Заказчиком по аналогии с дополнительными требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также с учетом требований статьи 737 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N14-ФЗ, в соответствии с которой разумный срок гарантийных обязательств для недвижимого имущества равен пяти годам.
Согласно ч. 1. ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не регламентирует, какие сведения и документы Заказчик вправе требовать для подтверждения квалификации участника.
Из пояснений Заказчика, Уполномоченного органа следует, что гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте Подрядчика, а опыт выполнения работ по государственным и муниципальным контрактам имеют большую значимость как показатель в силу более жесткой регламентации положения подрядчика, а именно наличия строго установленных штрафных санкций, возможности попадания в список РНП, соблюдение сроков выполнения работ. В рамках ограниченного времени рассмотрения заявок конкурсная комиссия не может получить информацию о достоверности договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, а проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным, что позволяет полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика. Выполнение работ по капитальному ремонту дороги носит социально значимый характер для жителей города Отрадного. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение 5 лет. Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных/муниципальных контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Конкурсная документация не содержит основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие квалификации по данному показателю. Данный критерий является инструментом оценки заявок участников закупки для определения наилучших условий исполнения контракта. Заявитель не ограничен в праве подать свою заявку на участие в закупке. Кроме того, не стоимостной критерий квалификации участников закупки не является единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Комиссия Самарского УФАС России приходи к выводу, что отсутствие опыта выполнения государственных (муниципальных) контрактов не ограничивает права потенциальных участников на участие в открытом конкурсе в электронной форме. На участие в конкурсе подано 5 заявок, все заявки допущены. Баллы по не стоимостному критерию "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" начислены всем 5 участникам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 июня 2021 г. N 512-14828-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021