Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС;
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Клименковой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Муниципального казённого учреждения "Управление городского хозяйства МО г. Кола" - Артемова В.В. (по доверенности),
Муниципального учреждения "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района" - Мостика С.А. (по доверенности),
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Норма", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма", Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального казённого учреждения "Управление городского хозяйства МО г. Кола" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по прокладке сетей водоснабжения и водоотведения к территории "Общественно-досуговая зона" по ул. Поморская в г. Кола (0349300046721000083), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 09.06.2021 г. поступила жалоба ООО "Норма" на действия Заказчика.
Заявитель в жалобе указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- размещенный в составе проекта контракта график выполнения работ не соответствует Методике составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика) Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр;
- Заказчиком не применены Типовые условия контракта, утвержденные Приказом N 9/пр;
- в составе аукционной документации проектно-сметная документация представлена не в полном объеме, что ограничивает число участников закупки и нарушает действующий Закон о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 12 часов 00 минут 17 июня 2021 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 02.06.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещения о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Заказчик: Муниципальное казённое учреждение "Управление городского хозяйства МО г. Кола".
Уполномоченное учреждение: Муниципальное учреждение "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района".
Объект закупки: Выполнение работ по прокладке сетей водоснабжения и водоотведения к территории "Общественно-досуговая зона" по ул. Поморская в г. Кола.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 361 388,00 .
По результатам рассмотрения первого довода жалобы, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Методика разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе
Так, пунктом 1.2 Методики предусмотрено, что график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Согласно пунктам 2.3. - 2.9.5 Методики график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:
2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.4. физический объем работ;
2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
2.4. Колонка "наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта.
2.5. Колонка "сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц.
2.6. Колонка "физический объем работ" должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.
2.7. Колонка "сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика" должна содержать сроки, не позднее которых заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществляется передача подрядчику материалов, технологического оборудования, необходимых для выполнения определенного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ. Колонка заполняется заказчиком при необходимости.
2.8. Степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость).
Согласно пункту 2.9 Методики, дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта, в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта документации об Аукционе является " График выполнения работ Выполнение работ по прокладке сетей водоснабжения и водоотведения к территории "Общественно-досуговая зона" по ул. Поморская в г. Кола " (Приложение N 4). При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования Методики (отсутствуют заголовки граф), что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ.
Таким образом, Заказчик, утвердив аукционную документацию без соблюдения требований Методики, нарушил часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Жалоба в данной части признается обоснованной.
По результатам рассмотрения второго довода жалобы, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Типовые условия контрактов) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606).
Согласно пункту 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением N 606, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 15 Постановления N 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства утверждены Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр. Начало действия указанного приказа 26.03.2020.
При этом в пункте 2 приложения N 2 "Информационная карта типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства", утвержденном Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр, указано, что Типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:
- объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;
- объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 02.06.2021. При этом объект закупки не подпадает под указанные исключения, в связи с чем Заказчик обязан применить Типовые условия контрактов.
Вместе с тем, например, такие положения, как указанные в пунктах 5.1 - 5.6 Типовых условий контрактов, в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлены в проекте контракта Типовые условия контрактов, утв. Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не соблюдены положения Постановления N 606.
Довод Заявителя признается обоснованным.
По существу третьего довода жалобы, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Поскольку объектом закупки является выполнение работ по прокладке сетей водоснабжения и водоотведения к территории "Общественно-досуговая зона" по ул. Поморская в г. Кола, проектная документация размещена в двух необходимых для Исполнителя томах "Наружные сети водоснабжения и канализации" (шифр 3-А/2019-НВК. Том 3) и Раздел 5.2. "Система наружного водоснабжения и водоотведения" (3-А/2019-НВК.5.2. Том 5.2), соответствующие объекту закупки.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме для данного этапа строительства.
Учитывая тот факт, что 10.06.2021 электронный аукцион признан несостоявшимся (на участие в аукционе не поступило ни одной заявки), Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" на действия Заказчика - Муниципального казённого учреждения "Управление городского хозяйства МО г. Кола" при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по прокладке сетей водоснабжения и водоотведения к территории "Общественно-досуговая зона" по ул. Поморская в г. Кола (0349300046721000083) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 июня 2021 г. N 051/06/106-448/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021