Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС;
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В.;
Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'' - Степаненко О.И.,
ООО "Медтехника" - Гутковского А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" на действия Заказчика - ГОБУЗ ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'' при проведении электронного аукциона на Поставку расходного материала для отделений анестезиологии-реаниматологии (0149200002321003645), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила жалоба ООО "Медтехника" на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения ''Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина'' при проведении электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что Заказчик в аукционной документации необоснованно не установил ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также ООО "Медтехника" ссылается, что Заказчиком описание объекта закупки сформировано с нарушением правил, излишне детализированы характеристики товара, при этом отсутствует обоснование установления таких требований.
В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией по указанию ЦА ФАС России, жалоба Общества рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
04.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения 'Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина''.
Наименование объекта закупки: Поставка расходного материала для отделений анестезиологии-реаниматологии.
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 581 421,00 р.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 18.06.2021.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заказчиком представлены подробные пояснения относительно применения требований к закупаемому товару. Пояснения Комиссией Мурманского УФАС рассмотрены и приняты.
Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе гласит, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при формировании технического использовал обязательные показатели КТРУ 32.50.13.190-00248 и КТРУ 32.50.13.190-00252.
Относительно довода ООО "Медтехника", что Заказчиком были выставлены требования к закупаемому товару не включенные в КТРУ установлено следующее.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Учреждением в техническом задании действительно использованы дополнительные, не предусмотренные каталогом требования к товару, однако все требования обоснованы Заказчиком в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 Правил.
Также в техническом задании Учреждением сделана ссылка на то, что учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания экстренной и плановой медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту - Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика.
Таким образом, жалоба ООО "Медтехника" в этой части признается необоснованной.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для этих целей утвержден перечень N2 медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Примечанием к перечню N2 регламентировано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Как ранее было отмечено, объектом проводимой закупки является поставка расходного материала для отделений анестезиологии-реаниматологии. А именно закупается набор для наркозно-дыхательного аппарата. В извещении определен код ОКПД2 - 32.50.13.190.
Заказчик ссылается, что закупаемому медицинскому изделию соответствует код 136500. Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (сайт Росздравнадзора) относит к коду 136500 трубки трахеостомические, неармированные, стандартные, одноразового использования.
Комиссия Мурманского УФАС полагает, что Заказчиком неверно определен код медицинского изделия. Описание трубки трахеостомической не соответствует описанию объекта закупки, прописанному в техническом задании.
В свою очередь ООО "Медтехника" в ходе рассмотрения жалобы пояснило, что закупаемому товару соответствует код 185610 - Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования. Данный код содержится в перечне медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, Учреждением в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе соответствующие ограничения не установлены.
Вместе с тем, установлено, что для участия в закупке поданы 2 заявки, содержащие предложение о поставке Контура дыхательного COVIDIEN (Соединенные Штаты Америки, Итальянская Республика, Ирландия, Королевство Таиланд, Япония, Федеративная Республика Германия, Мексиканские Соединенные Штаты, Королевство Швеция, Китайская Народная Республика). Ни один и участников закупки не сделал предложение о поставке российского товара, таким образом, преференция, предусмотренная ПП N102 не была бы применена. На основании изложенного, принято решение предписание об устранении нарушения не выдавать.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" на действия Заказчика - ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" при проведении электронного аукциона на Поставку расходного материала для отделений анестезиологии-реаниматологии (0149200002321003645) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 июня 2021 г. N 051/06/106-460/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021