Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС;
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименковой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя Муниципального бюджетного учреждения культуры клубного типа "Дворец культуры "Восход" городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области - Матросовой Н.В. (по доверенности);
представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В. (по доверенности);
представителя общества с ограниченной ответственностью "Интерполюс" - Щедрова Д.С.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерполюс" на действия Единой комиссии Комитета по конкурентной политике Мурманской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса работ по объекту "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец Культуры "Восход" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская, д. 1" (0149200002321002985), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 15.06.2021 обратился участник закупки - ООО "Интерполюс" с жалобой на действия Единой комиссии Комитета по конкурентной политике Мурманской области при проведении открытого конкурса в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей решение о его несоответствии требованиям, установленным конкурсной документацией.
В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией по указанию ЦА ФАС России, жалоба Общества рассмотрена дистанционно 21 июня 2021 года в 12 часов 00 минут посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 14.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация.
Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение культуры клубного типа "Дворец культуры "Восход" городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области.
Уполномоченный орган: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Наименование объекта закупки: Выполнение комплекса работ по объекту "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец Культуры "Восход" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская, д. 1".
Начальная (максимальная) цена контракта: 462 917 760,00 руб.
Комиссией Мурманского УФАС России, проведена проверка действий Единой комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов установлен параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Как следует из Протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 11.06.2021 в торгах приняли участие 2 участника, заявка Заявителя (участник с идентификационным номером заявки 109985027) была признана несоответствующей требованиям конкурсной документации, по следующим основаниям:
"_.В составе второй части заявки участник ООО "ИНТЕРПОЛЮС" предоставил выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 07.06.2021 N 4041, согласно которой уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, соответствует первому уровню, и предельный размер обязательств по таким договорам, в соответствие с которым указанным членом внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не может превышать 60 000 000 рублей, что не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией.
На основании вышеизложенного, заявка участника не соответствует требованиям конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 28 Информационной карты в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, установлено требование к участникам конкурса, согласно которому, участник закупки должен быть действующим членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, снос) по договору строительного подряда в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) и представить в своей заявке действующую выписку из реестра членов СРО.
Участник закупки должен быть зарегистрирован в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО, членом которой этот участник является, согласно ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ), за исключением:
а) иностранных ЮЛ;
б) случая, если на территории субъекта РФ, в котором зарегистрирован ИП или ЮЛ, отсутствует зарегистрированная СРО, основанная на членстве лиц, осущ-их строительство, и соотв. треб-ям ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ.
СРО, в котором состоит участник, должна иметь компенсационные фонды в соотв. с ч. 1, ч. 2 ст. 55.16. ГрК РФ;
Уровень ответственности участника закупки - члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соотв. с которым членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен соотв. требованиям п. 2 ч. 3 ст. 55.8 и ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ;
Уровень ответственности участника закупки - члена СРО по обязательствам по договору строительного подряда, в соотв. с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен соотв. требованиям ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 462 917 760,00 (четыреста шестьдесят два миллиона девятьсот семнадцать тысяч семьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, следовательно, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен составлять пятьсот тысяч рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации), в свою очередь, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен составлять два миллиона пятьсот тысяч рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 07.06.2021 N 4041, представленной в составе заявки ООО "Интерполюс", Заявитель является членом Ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана". ООО "Интерполюс" и Ассоциация "Жилищно-строительное объединение Мурмана" зарегистрированы в одном субъекте РФ, а именно в Мурманской области.
Согласно частям 5 и 6 статьи 55.8 ГрК РФ, член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
С учетом вышеуказанных норм права, хозяйствующий субъект вправе внести денежные средства в качестве дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до заключения контракта. При этом, член СРО должен иметь соответствующий уровень ответственности к моменту заключения договора по итогам конкурентной процедуры, что не исключает его возможность участия в торгах.
В жалобе Заявитель указывает, что указанная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2019 года N 305-КГ18-26008).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заявитель в составе заявки приложил письмо Ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана" N 357 от 07.06.2021 г., из которого следует, что Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕРПОЛЮС" (ИНН: 5192901372) представило 01.06.2021 г. в Ассоциацию пакет заявительных документов на повышение уровня ответственности по договорам строительного подряда, в т.ч. заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, до второго уровня ответственности, а также внесло соответствующие взносы, предусмотренные статьёй 55.16 ГрК РФ, в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств членов Ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана".
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что фактически ООО "Интерполюс", на момент рассмотрения заявки исполнило обязанность по внесению взносов в компенсационный фонд по второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации, что дает ему право на заключение контракта, цена которого не превышает 500 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, вывод Единой комиссии Комитета по конкурентной политике о том, что ООО "Интерполюс" не соответствует требованиям законодательства в связи с отсутствием необходимого уровня ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым Обществом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, отраженный в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 11.06.2021, не может являться причиной для отклонения заявки Заявителя и признания заявки несоответствующей.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Единой комиссией неправомерно отклонена заявка Заявителя, что является нарушением пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, жалоба признается обоснованной.
В связи с вышеуказанным, Уполномоченному органу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интерполюс" на действия Единой комиссии Комитета по конкурентной политике Мурманской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса работ по объекту "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец Культуры "Восход" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская, д. 1" (0149200002321002985) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии Комитета по конкурентной политике Мурманской области нарушение пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 июня 2021 г. N 051/06/106-461/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021