Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МОСТОВИК" (вх.N 009673/э) (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик), Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Ремонт моста через р. Волосница на км 457+014 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, Кировская область" (изв. N 0315100000321000005),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000005 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через р. Волосница на км 457+014 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, Кировская область" (изв. N 0315100000321000005).
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме этого, согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. По мнению Заявителя, в нарушение требований Закона о закупках, Конкурсной комиссией, Заказчиком в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.05.2021 г. отсутствует информация, предусмотренная Законом о закупках, а именно, предложение участника закупки об экологических характеристиках закупки.
В ч.6 ст.54.5 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
При этом в силу ч.7 ст.54.5 Закона о закупках, к протоколу, указанному в части 6 настоящей статьи, прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (при наличии такой информации) (то есть предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме), и не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанный протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки.
Критерии оценки заявок и инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении III конкурсной документации, а именно:
Критерии оценки |
Величины значимости критериев оценки (%) |
Показатели нестоимостных критерием |
Цена государственного контракта |
60 |
- |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30 |
Качество работ |
Квалификация участников конкурса |
10 |
Деловая репутация участника закупки |
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), 31.05.2021 г. Заказчиком опубликован протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 31.05.2021 г. NПРОI2.
Комиссией установлено, что в соответствии с упомянутым протоколом к участию в закупке допущены участники с идентификационными номерами заявок 2,4,5.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что, в нарушение ч.7 ст.54.5 Закона о закупках, в ЕИС не опубликована информация, предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 54.4 Закона о закупках, то есть отсутствуют предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.7.30 КоАП РФ.
Представитель Заказчика пояснила, что опубликование указанных сведений не предоставлялось возможным по причине отсутствия технической возможности, а именно по причине того, что ограничение размера файлов на ЭТП составляет 40 МБ.
Вместе с тем, представителем Заказчика не доказана невозможность разархивации упомянутого документа, формирования файлов, соответствующего размера и последующего опубликования их в ЕИС. Недоказанным является и довод Заказчика о том, что данные действия приводят к искажению и утрате сведений, содержащихся в предложении участников.
2. По мнению Заявителя, в нарушение Закона о закупках, в протоколе рассмотрения первых частей заявок участников, не указаноз решение каждого члена комиссии о присуждении баллов участникам.
Согласно п. 5 ч.6 ст. 54.4 Закона о закупках по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе, о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из анализа протокола 5-1 рассмотрения и оценки первых частей заявок открытого конкурса от 24.05.2021 г. следует, что в нем указана информация о решении каждого члена комиссии о порядке оценки по неценовому критерию, а также информацию о присвоенных участникам баллах.
Следовательно, в данной части в действиях Конкурсной комиссии нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
3. По мнению Заявителя протокол 5-2 оценки вторых частей заявок не содержит в себе информацию о порядке оценки заявок участников членами конкурсной комиссии по ценовому критерию.
Согласно ч.7 ст. 54.7 Закона о закупках качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Из анализа протокола 5-2 оценки вторых частей заявок участников конкурса, следует, что рассматриваемый протокол не содержит оценки членов Конкурсной комиссии по показателю цены контракта, что, в свою очередь, является нарушением п.5 ч.7 ст. 54.7 Закона о закупках.
4. По мнению Заявителя, Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок рассмотрения оценки заявок.
Комиссия отмечает, что данный довод жалобы Заявителя сводится к обжалованию Конкурсной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, конкурсной документации окончание срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке - 20.05.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 07.06.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба Общества на положения конкурсной документации не подлежит рассмотрению.
5. Из дополнительных пояснений ООО "МОСТОВИК" следует, что заявке участника N4 не представлены требуемые фотоматериалы начала и конца участков, подлежащих ремонту, предусмотренные технической документацией, что является основанием присвоения оценки в 0 баллов соответствующей заявке участника.
В соответствии с ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 главы 3 Критериев оценки заявок, по пункту 2 - "Качество работ" установлен следующий предмет оценки заявок: Пояснительная записка, содержащая описание организационно-технологической схемы ремонта линейного объекта в соответствии требованиями настоящего раздела, Технического задания, в том числе, при наличии проектной документации (Глава V к Конкурсной документации), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ с привязкой* к объекту, а также с увязкой к технологии производства работ и со ссылкой на нормативные технические акты (Приложение N 3 к проекту государственного контракта)
*предоставить фотоматериалы начала и конца участков, подлежащих ремонту, привязанного к дате и времени съемки (дата и время съемки должно быть актуальным периоду проведения закупки), пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков (схема ПОДД - является приложением к КД).
Расчет баллов производится следующим образом:
Раздел пояснительной записки |
Количество баллов |
1. описание оптимальной последовательности сооружения линейного объекта с увязкой к технологии производства работ, Технического задания (в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ, и с предоставлением проекта календарного графика выполнения работ и графической схемы |
40 |
2. описание объемов и трудоемкости основных строительных и монтажных работ по участкам трассы с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ |
10 |
3. обоснование потребности в материалах, которые участник намерен использовать при производстве работ с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ |
10 |
4. обоснование потребности в основных строительных машинах и механизмах, которые участник намерен использовать при производстве работ с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ |
10 |
5. описание транспортной схемы, которая включает в себя описание взаимодействия с планируемыми поставщика (указать с кем), способы доставки как на строительную площадку, так и к месту проведения работ |
10 |
6. указание сроков доставки на строительную площадку. При этом указанные сроки должны быть увязаны с проектом календарного графика выполнения работ |
10 |
7. обоснование потребности в специалистах с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ. При указании персональных данных специалистов - обязательное предоставление согласия на обработку персональных данных |
10 |
ИТОГО |
100 |
0 баллов присваивается:
- отсутствие описания предложения о качестве выполняемых работ, в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела
и/или
- противоречия между пунктами 1-7 настоящего раздела при описании;
и/или
- предоставление информации без привязки к объекту (в соответствии требованиями настоящего раздела), либо представление только скопированного технического задания;
и/или
- несоответствие нормативным документам при описании в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела
и/или
- не предоставление проекта календарного графика выполнения работ и графической схемы
и/или
- ссылка в описании на недействующие нормативные технические акты
При предоставлении неполной информации при описании в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела применяется понижающий коэффициент 0,2 к оценке за соответствующий раздел.
Комиссия отмечает, что, исходя из приведенного выше порядка оценки заявок, указанному выше, участнику необходимо предоставить фотоматериалы начала и конца участков, подлежащих ремонту, привязанного к дате и времени съемки.
Из анализа заявки участника N4 следует, что соответствующие фотоматериалы участником не представлены, что противоречит положениям Конкурсной документации.
Однако, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, заявке N4 по соответствующему критерию присвоено 100 баллов.
Между тем, Конкурсной комиссией, при оценке заявки N5, с учетом положений вышеизложенного порядка оценки заявок, были установлены несоответствия требованиям, предусмотренным вышеизложенным порядком, а также, применены положения порядка оценки заявок в части присвоения 0 баллов по основаниям, указанным в вышеописанном Порядке оценки.
Комиссия отмечает, о необходимости единого подхода к применению порядка оценки заявок, в том числе, в части применения оснований присвоения 0 баллов.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о нарушении порядка оценки заявок, поскольку Конкурсной комиссией не учтено отсутствие в пояснительной записке участника N4 необходимых к оценке фотографических материалов (отражающих информацию с привязкой к объекту.
Таким образом, Конкурсной комиссией нарушены требования ч.5 ст.54.5 Закона о закупках.
В этой связи, иные доводя Заявителя, о нарушении Конкурсной комиссией порядка оценки заявок при оценке заявки N4 не имеют правового значения в силу того, что Комиссией Антимонопольного органа выше установлены нарушения порядка оценки заявок.
Следовательно, в действиях конкурсной комиссия в данной части, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. В отношении дополнительных доводов Заявителя о несоответствии содержания разъяснений результатов оценки заявок требованиям Закона о закупках и Конкурсной документации, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлено требований к содержанию разъяснений результатов оценки заявок участников закупки.
Согласно ч.16 ст. 54. 7 Закона о закупках любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, после размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 12 настоящей статьи, вправе направить оператору электронной площадки в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику открытого конкурса в электронной форме соответствующие разъяснения и разместить их в единой информационной системе.
Комиссия отмечает, что порядок дачи таких разъяснений, установленный ч.16 ст. 54.7 Закона о закупках, в части сроков дачи соответствующих разъяснений Заказчиком не нарушен.
Таким образом, данный довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.
В отношении дополнительных доводов Заявителя о содержащихся в Конкурсной документации нарушениях положений Закона о закупках, Комиссия отмечает, что данные доводы не подлежат рассмотрению в силу положений 4 ст. 105 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "МОСТОВИК" (вх.N 009673/э) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье", Единой комиссии, при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Ремонт моста через р. Волосница на км 457+014 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар, Кировская область" (изв. N 0315100000321000005) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований, ч.7.ст. 54.5, ч.7 ст. 54.7 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Комиссии нарушение требований ч.5 ст.54.5 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июня 2021 г. N 009673/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021