Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ФГБУ "Рослесинфорг" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению комплексных кадастровых работ (изв. N 0856600010821000178),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000178 Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по проведению комплексных кадастровых работ.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 8 323 334,88 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.06.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.06.2021 NПРОI1 заявке Заявителя (идентификационный номер - 201) было отказано в допуске на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основании:
- непредоставления информации, предусмотренной п/п 2.1 п. 2 раздела 8 Главы 2 информационной карты конкурсной документации и ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N44-ФЗ (п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 1 п. 3 раздела 12 конкурсной документации), в частности, в предложении участника закупки отсутствуют сведения о конкретных значениях показателя Максимальная скорость интерфейса (в заявке участника закупки указано: товар предлагаемый поставщиком "До 10 Гбит/с") (в соответствии с п.п. 3.1.3. инструкции по заполнению заявки: "Если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как "до": участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя без использования указанных слов;
- несоответствия предложения участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренной п/п2.1 п. 2 раздела 8 Информационной карты конкурсной документации и п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 2 п. 3 раздела 12 конкурсной документации) в частности, в предложении N 2 "требования к товарам, поставляемым при выполнении работ" приложения N 3 "Техническое задание" к информационной карте показателей товаров:
- Интерфейс подключения: USB 3.2 gen 1/USB 3.2 gen 2x2;
В заявке участника закупки: USB 3.2 Gen 2.
В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 1,3 ч. 3 ст. 54.4 Закона о закупках первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Аналогичные требования установлены в п. 2 раздела 8 информационной карты аукционной документации.
Согласно ч. 2 ст. 54.5 Закона о закупках по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1,2 ч. 3 ст. 54.5 Закона о закупках участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.5 Закона о закупках отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п . 3 ч. 6 ст. 54.5 Закона о закупках по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки указано в приложении N 3 "Техническое задание", в приложении N 4 "Проект контракта".
Согласно п. 4.3.6. Проекта контракта подрядчик обязуется своевременно и в полном объеме передать Заказчику результаты работ на переносном жестком диске, который передается Заказчику и ставится на баланс.
Требования к переносному жесткому диску установлены в приложении N 2 "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ".
Согласно п. N 1 таблицы приложения N 2 "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ" портативный внешний накопитель должен иметь, в частности, следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Портативный внешний накопитель |
Интерфейс подключения |
USB 3.2 gen 1/USB 3.2 gen 2x2 |
Максимальная скорость интерфейса, гБит/с |
До 20 |
В заявке Заявителя (идентификационный номер заявки - 201) указано следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Портативный внешний накопитель |
Интерфейс подключения |
USB 3.2 gen 2 |
Максимальная скорость интерфейса, гБит/с |
До 10 Гбит/с |
Согласно п. 3.1.2. инструкции по заполнению заявки если при описании значений показателей Заказчик использует такой знак как "/", участник закупки должен указать конкретное значение, установленное справа или слева от знака "/", без использования такого знака. Значения показателей, указанные с использованием знака "/", являются альтернативными друг другу.
Согласно п. 3.1.3 инструкции по заполнению заявки если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "не менее", "до": участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя без использования указанных слов соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Проанализировав первую часть заявки Заявителя (идентификационный номер заявки - 201) Комиссия установила, что значение показателя "Максимальная скорость интерфейса, гБит/с" позиции N 1 указана не конкретным значением с использованием слов "до", что не соответствует п. 3.1.3 инструкции по заполнению заявки, показатель "Интерфейс подключения" позиции N 1 не указанное конкретное значение, установленное справа или слева от знака "/".
Как следствие, поскольку в заявке Заявителя показатели имеют описание, отличное от приложения N 2 "Требования к товарам, поставляемым при выполнении работ", а также с учетом положений инструкции по заполнению, в действиях Конкурсной комиссии, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям конкурсной документации, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения доводов жалобы Комиссией в адрес Заказчика, Уполномоченного органа был сделан запрос (исх.N 007354-21 от 17.06.2021 г.), с указанием пояснить какие марки и модели каких потративных внешних накопителей будут соответствовать требованиям приложения N 2 к Техническому заданию, в том числе иметь интерфейс подключения USB 3.2 gen 1, USB 3.2 gen 2х2.
Согласно ответу Заказчика (исх. 3105 от 18.06.2021 г.) как минимум два жестких диска различных производителей будут соответствовать требованиям приложения N 2 к Техническому заданию:
- HDD Transcend StoreJet 25М3;
- SSD Silicon Power PC60 [SP480GBPSDPC60CK];
В ответе на запрос были указаны ссылки на сайты магазинов цифровой техники. Также Комиссия при изучении технических характеристик SSD Silicon Power PC60 [SP480GBPSDPC60CK] было установлено, что согласно информации на сайте (https://www.nix.ru/autocatalog/ssd_silicon_power/SSD-480-Gb-USB32-C-Sili con-Power-PC60 SP480GBPSDPC60CK_471250.html) максимальная скорость интерфейса указана конкретным значением - 10 Гбит/сек.
Таким образом, Заказчиком доказано, что на товарном рынке имеются Портативный внешний накопитель соответствующие требованиям показателя "Максимальная скорость интерфейса, гБит/с" с указанием скорости конкретным значением до 20 Гбит/с, соответствующем к Техническому заданию.
Вместе с тем, относительно показателя интерфейса подключения USB 3.2 gen 2x2 Заказчик указал, что согласно информации с официального сайта производителя жестких диска SSD Silicon Power PC60 [SP480GBPSDPC60CK] данный диск имеет интерфейс подключения - USB 3.2 gen 2. Вследствие чего Заказчиком допущена ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение требований Закона о закупках, Заказчиком, Уполномоченным органом указано значение показателя, несоответствующее действительности. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБУ "Рослесинфорг" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению комплексных кадастровых работ (изв. N 0856600010821000178) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 июня 2021 г. N 009928/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021