Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальника отдела Т.Э. Жукова, старший специалист первого разряда М.А. Романцова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Легион-Юг" на действия заказчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска при подготовке аукционной документации (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране зданий, строений и помещений казны города Красноярска и имущества, находящегося в данных объектах" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019821001069, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Легион-Юг" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019821001069.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Доводами подателя жалобы являются:
1) В извещении и аукционной документации не указаны конкретные адреса охраняемых объектов;
2) В аукционной документации не содержатся сроки исполнения обязанностей по осуществлению установки на объекте информационных надписей;
3) Подрядчику не известен объем оказываемых услуг;
4) Излишнее требование заказчика о предоставлении документов подтверждающих, что руководитель участника закупки имеет действующее удостоверение частного охранника.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране зданий, строений и помещений казны города Красноярска и имущества, находящегося в данных объектах", извещение N 0119300019821001069.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчики должны руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, в связи с чем правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
1. На основании пояснений, представленных представителем заказчика до начала рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что потребность в охране объектов муниципальной собственности находящихся на учете городской казны, и свободных от прав третьих лиц, возникает по мере передачи указанных объектов в казну города после прекращения прав аренды, безвозмездного пользования, оперативного управления, хозяйственного ведения, а также при передачи из федеральной, краевой собственности, и при покупке объектов недвижимости.
До момента передачи объектов казны города Красноярска в пользование третьим лицам необходимо обеспечить охрану указанных объектов.
В соответствии с документацией электронного аукциона - разделом 4 "Описание объекта закупки", определено количество объектов охраны - 11 штук, исходя из потребности сложившейся на данный момент времени.
Комиссией установлено, что документацией электронного аукциона место оказания услуг определено г. Красноярск.
Место положения зданий, строений и помещений казны города Красноярска в пределах города Красноярска не влияет на расчетную стоимость оказываемых услуг, что определено отсутствием необходимости удаленного оказания услуг за пределами указанной территории. Расчет объема услуг охраны установлен в человеко-часах исходя из графика работы 24 часа.
При этом документацией электронного аукциона определено, что оказание услуг осуществляется согласно Заданию на оказание услуг охраны зданий, строений и помещений казны города Красноярска и имущество, находящегося в данных объектах (Приложение N2 к Контакту), в котором будет указан адрес охраняемого объекта.
Таким образом довод подателя жалобы является необоснованным.
2. Разделом 4 электронного аукциона "Описание объекта закупки" предусмотрено, что в случае, если в течение действия муниципального контракта прекращается потребность в охране объекта, переданных исполнителю под охрану согласно заданию, под охрану передаются иные объекты на тех же условиях.
Комиссией установлено, что пунктом 1.1 проекта муниципального контракта предусмотрена: обязанность исполнителя оказывать охранные услуги.
Сроки начала оказания услуг, также объем услуг указан в Приложении N2 к Контракту.
В представленных пояснениях представитель заказчика сообщил о том, что о потребности в оказании услуг охраны новых объектов и прекращении оказания услуг охраны в отношении выбываемых из казны города объектов заказчику известно заранее, в связи с этим заказчик заблаговременно (не менее чем за 1 сутки) оповещает исполнителя путем направления технического задания (Приложение N1 к муниципальному Контракту).
Таким образом довод подателя жалобы об отсутствии в аукционной документации сроков исполнения обязанностей по осуществлению установки на объекте информационных надписей является не состоятельным.
3. Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Комиссия, проанализировав документацию электронного аукциона установила, что разделом 4 описание объекта закупки объем закупки определен (количество объектов охраны - 11шт., количество постов на объекте охраны - 1шт., количество человек на посту на объекте охраны в одну смену - 1, общее количество часов охраны объектов - 32 472 (123*24*11=32472) человеко-час.).
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что подрядчику не известен объем оказываемых услуг является не состоятельным.
4. Документацией электронного аукциона установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно:
а) действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с видом услуг:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) находящихся в собственности во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
б) действующая лицензия на приобретение служебного оружия и (или) договора о выдаче служебного оружия во временное пользование и (или) разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Основанием является Федеральный закон от 13.12.1996 г. N 150 - ФЗ "Об оружии", Федеральный закон N 99 - ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
в) документы подтверждающие, что руководитель участника закупки имеет высшее образование, получил дополнительное образование по программе повышение квалификации руководителей частных охранных организаций, а также имеет действующее удостоверение частного охранника.
Основанием данного для установления такого требования является статья 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487 - 1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Таким образом довод подателя жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Легион - Юг" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
М.А. Романцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 июня 2021 г. N 024/06/105-1586/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021