Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Заместителя председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена комиссии:
Капчикаева А.А. - старшего государственного инспектора Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей: от заказчика - Плеско В.В.; от заявителя посредством видеоконференцсвязи.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРЕОНИКА" (ИНН 7813631710) (далее - заявитель, общество) на положение документации утвержденной - ГБУЗ "Сахалинское областное патологоанатомическое бюро" (ИНН 6501141275) (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка оборудования для патологоанатомической лаборатории" (извещение N0361200015021003178) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10.06.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации в части описания объекта закупки, которое, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) необоснованно влечет ограничение количества участников аукциона, а более того, совокупность характеристик технического задания свидетельствует о приобретении заказчиком товара конкретного производителя, в связи с чем, общество просить рассмотреть жалобу по существу, провести внеплановую проверку закупки, выдать обязательное для исполнения предписание о приведении документации в соответствии с требованиями вышеуказанного закона.
Уведомлением-требованием с учетом перерыва, рассмотрение жалобы по существу назначено на 18.06.2021 в 14 часов 15 минут.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения и общества с ограниченной ответственностью "Константа" с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения, согласно которым просят признать ее необоснованной. Также представителем общества с ограниченной ответственностью "Константа" указано на отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу, поскольку такая жалоба подана с нарушением сроков на обжалование положений документации.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
03.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением - государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: Поставка оборудования для патологоанатомической лаборатории", а также аукционная документация, утвержденная заказчиком в части описания объекта закупки.
Начальная максимальная цена контракта - 1 290 114,78 рублей.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе электронные аукционы.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 этой же нормы документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом, требования ст. 33 Закона о контрактной системе запрещают заказчику в документации о торгах указывать требования к закупаемому товару конкретного производителя за исключением случаев, если возможность установления таких требований предусмотрена настоящим Федеральным законом. В частности, в описании объекта закупки возможно указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" и соответственно указания в документации технических и иных параметров эквивалентного товар, либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Другие случаи Закон не указывает.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупается устройство для заливки гистологических образцов, характеристики которого приведены в разделе IV аукционной документации.
Устройство для заливки гистологических образцов должно быть электросетевое (переменного тока) с электронным управлением изделие, предназначенное для заливки (инкапсуляции) гистологических проб с целью их дальнейшего (после застывания заливки) препарирования, например, для микроскопии и/или хранения. Обычно имеет вместительный бак с подогревом для жидкого парафина (например, ёмкостью 4 л) и оснащается системами подогрева рабочей поверхности, стока излишков парафина, и охлаждения готовых заливок. Может включать также встроенный подогреватель для инструментов.
Заявитель пояснил, что согласно техническим требованиям, указанным в техническом задании, описана модель единственного производителя, а именно SLEE MPS/P2, при этом модели остальных производителей не могут участвовать в закупке. Данная модель не имеет никаких уникальных свойств или функций, которые могли-бы позволить закупить ее как оборудование с уникальными характеристиками.
В подтверждение соблюдение требований вышеуказанного закона Обществом в материалы дела представлена сравнительная таблица с указанием одиннадцати моделей устройств для заливки гистологических образцов, из которой видно, что под характеристики технического задания подходит модель единственного производителя SLEE MPS/P2.
Также заявитель указал, что ограничительными характеристиками являются:
- подогреваемый держатель для пинцетов с магнитным креплением, шт. не менее 2
- Лунки для размещения пинцетов в держателе, шт. не менее 8.
Количество лунок для пинцетов никак не влияет на процесс заливки, а также на производительность системы в целом, другие марки производителей имеют аналогичные характеристики, однако другое количество лунок, что не влияет на получаемы результат работы устройства. Более того, за прибором работает один лаборант и пользуется одним пинцетом
Заказчик пояснил, что в аукционной документации установлены требования к устройству с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Также заказчик пояснил, что при описании объекта закупки не учитывал характеристики иных производителей устройств для заливки гистологических образцов.
Т.е., заказчик просил участников торгов поставить ему товар конкретного иностранного производителя.
Указанный вывод подтверждается и совпадением технических характеристик товара, указанного и описанного заказчиком в техническом задании, с описанием технических характеристик товара производства фирмы SLEE MPS/P2, указанных в инструкции по эксплуатации.
Однако в ходе заседания заказчик сообщил, что существует второе устройство компании Sakura Tissue-Тес 6, которое соответствует оспариваемым характеристикам (подогреваемый держатель для пинцетов с магнитным креплением, шт. не менее 2; лунки для размещения пинцетов в держателе, шт. не менее 8).
Вместе с тем, в ходе анализа на соответствие другим характеристикам технического задание, устройство компании Sakura Tissue-Тес 6 не подходило под требуемые заказчиком характеристики.
Таким образом, заказчик сузил возможный круг участников торгов до официальных дилеров-поставщиков товара в Российской Федерации иностранного производителя фирмы SLEE MPS/P2.
Также из представленных заказчиком коммерческих предложений следует, что предлагалось устройство исключительно SLEE MPS/P2.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.06.2021 N0361200015021003178-1 на участие в закупке вышел единственный участник с предложением SLEE MPS/P2.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик, включив в описание объекта закупки требования и технические характеристики товара конкретного производителя без указания эквивалента и параметров таких характеристик аналогичного товара, тем самым ограничил количество участников закупки, которые могли поставить аналогичный товар с аналогичными характеристиками, но других производителей, ограничив круг участников закупки только официальными поставщиками товара в РФ конкретной марки и конкретного производителя.
При этом, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик не указали и не представили документальных доказательств того, в чем конкретно заключается специфика использования именно не менее 8-ми лунок для размещения пинцетов в держателе оборудования фирмы SLEE MPS/P2 или эффективность работы с помощью указанного оборудования.
В этой связи, Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения закупок, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, Комиссия признает жалобу обоснованной, а заказчика нарушавшим ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРЕОНИКА" (ИНН 7813631710) на положение документации утвержденной - ГБУЗ "Сахалинское областное патологоанатомическое бюро" (ИНН 6501141275) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка оборудования для патологоанатомической лаборатории" (извещение N0361200015021003178) - обоснованной.
2. Признать заказчика - ГБУЗ "Сахалинское областное патологоанатомическое бюро" нарушившим положения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ГБУЗ "Сахалинское областное патологоанатомическое бюро" и уполномоченному учреждению - Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.В. Силичев
Заместитель председателя Комиссии: К.В. Солонин
Член Комиссии: А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 июня 2021 г. N 065/06/106-387/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021