Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Л на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001348 на поставку медицинских изделий для отделения РХМДЛ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 июня 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Л на действия ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что документация для проведения Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку совокупность товара необходимого к поставке и указанного в Спецификации к проекту контракта по позициям 1 - 10 включительно представляет собой медицинские изделия и расходные материалы, используемые для кардиохирургии и ангиографии.
Однако, в позиции 11-13 Спецификации включены медицинские изделия, имеющие иную область хирургического применения, то есть, функционально и технически несвязанные с остальными медицинскими изделиями, указанными в Аукционной документации, что, по мнению Заявителя, может способствовать ограничению конкуренции и является нарушением Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель считает, что описанию товаров в пунктах 11, 12, 13 Спецификации соответствует продукция единственного производителя - Nitinol Percutaneous Basket (п. 11) и Nitinol Flat Wire (п. 12, 13) производителя "Пласти-Мед", Турция.
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания указало, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В Спецификации указаны товары, которые подлежат к поставке: катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный (п. 1); катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий (п. 2); катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий (п. 3); проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (п. 4); стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (п. 5); стент для сонной артерии непокрытый металлический (п. 6); стент для сонной артерии тнепокрытый металлический (п. 7); проводник для захвата эмболов (п. 8); катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования (п. 9); набор для клипирования бедренной артерии (п. 10); корзина для удаления камней, для чрескожной нефролитотомии (п. 11); корзина для удаления камней, винтовидная нитиноловая (п. 12); корзина для удаления камней, винтовидная нитиноловая (п. 13).
В соответствии со Спецификацией все товары относятся к коду ОКПД2 - 32.50.13. Также Заказчик использует два уточняющих кода 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты" и 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки". Иных кодов, выходящих за пределы кода 32.50.13., Заказчик не использует.
Таким образом, товары, указанные в пунктах 1 - 13 Спецификации, обладают родовыми (однородными) признаками и относятся к одному товарному рынку. Целевое (функциональное) назначение товаров также одинаковое - использование в диагностических и лечебных целях в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДЛ).
Одновременное поступление закупаемых в рассматриваемом Аукционе товаров направлено на укомплектованность отделения РХМДЛ изделиями медицинского назначения и обеспечивает непрерывность и эффективность лечебного и диагностического процессов.
Все закупаемые товары являются изделиями медицинского назначения, прошли обязательную государственную регистрацию и включены Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в Государственный реестр медицинских изделий.
На поставку данных изделий не требуется наличие у участников Аукциона какого-либо вида лицензии на осуществление деятельности.
Также объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо. Заявитель не представил доказательств невозможности поставки товара, являющегося предметом закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Также Заказчиком были получены 3 коммерческих предложения на поставку товаров, согласно Спецификации, что по мнению Заказчика, является подтверждением того, что потенциальные участники закупок могут поставить товар по всем позициям Спецификации.
Кроме того Заказчик указал, что описанию товаров, указанных в пунктах 11-13 Спецификации соответствует продукция как минимум двух производителей.
На основании изложенного ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28 мая 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001348 на поставку медицинских изделий для отделения РХМДЛ, с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) 12 308 790,00 руб. (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 28.05.2021 главным врачом ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Во исполнение указанных норм, Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ, Спецификация) установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить следующие товары:
1. Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный;
2. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий;
3. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий;
4. Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования;
5. Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство;
6. Стент для сонной артерии непокрытый металлический;
7. Стент для сонной артерии непокрытый металлический;
8. Проводник для захвата эмболов;
9. Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования;
10. Набор для клипирования бедренной артерии;
11. Корзина для удаления камней, для чрескожной нефролитотомии;
12. Корзина для удаления камней, винтовидная нитиноловая;
13. Корзина для удаления камней, винтовидная нитиноловая.
При этом при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что указанные в ТЗ товары закупаются для нужд одного отделения - рентгенохирургических методов диагностики и лечения, являются товарами медицинского назначения, обеспечивающими непрерывное проведение единого лечебного процесса для достижения общей конечной цели, а именно выздоровления пациента.
Описание объекта закупки, как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является прерогативой заказчика, сформировавшего и указавшего требования (потребности) в Аукционной документации в зависимости от своих нужд (потребностей). Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничение по включению в документацию товаров являющихся значимыми для заказчика, также как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару и его комплектованию.
То есть, из буквального толкования положений вышеуказанных норм права следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые им необходимы и которые соответствуют их потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в ТЗ в равной степени распространялись на всех участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
Кроме того, при рассмотрении дела Заявитель не представил доказательства, документы или сведения о том, что для него существуют какие-либо объективные причины и обстоятельства, помешавшие ему в выборе контрагентов для закупки и поставки требуемого Заказчику товара и в принятии участия в Аукционе.
2. Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении жалобы Заявитель не представил доказательства, документы или сведения о том, что для него существуют какие-либо объективные причины и обстоятельства, помешавшие ему в выборе контрагентов для закупки и поставки требуемого Заказчику товара и в принятии участия в Аукционе, указав на то, что основным направлением его деятельности является поставка инструментов для ангиопластики коронарных и периферических сосудов при проведении малоинвазивных операций для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. При этом товары, указанные в пунктах 11-13 ТЗ применяются для проведения операций при лечении мочекаменной болезни для удаления крупных и коралловидный камней из почек путем прокола в поясничной области размером около 1 см., что также является малоинвазивными операциями. Однако заключение договоров с поставщиками товаров, указанных в пунктах 11-13 ТЗ займет долгое время.
При этом при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано три заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Аукционной документации и участники рассматриваемой закупки, подавшие указанные заявки, которые содержат предложения о поставке товаров различных производителей, были допущены к участию в Аукционе.
Согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 10.06.2021 все три участника, допущенные к участию в Аукционе приняли в нем участие. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд победителем Аукциона было признано ООО "АНСАМЕД", как участник Аукциона, предложивший наименьшую цену исполнения контракта - 8 616 153,00 руб. По итогам проведения Аукциона снижение НМЦК составило 30%.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела были представлены три коммерческих предложения, на основании которых Заказчиком определена и обоснована НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, с предложением о поставке закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона товаров.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к выводу о соответствии Технического задания требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ИП Л на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001348 на поставку медицинских изделий для отделения РХМДЛ.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 июня 2021 г. N А357-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021