Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
_
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия на действия муниципального заказчика - Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания (далее - АМС МО Ардонского района, Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001277 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог для муниципального образования Ардонский район (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
10 июня 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия АМС МО Ардонского района при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев. По критерию "квалификация участника закупки" Заказчиком оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Опыт участника закупки по данному показателю оценивается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке, подтверждающих наличие у него за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в закупке, исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров), предметом которых являлось выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонтулинейного объекта либо контрактов (договоров), заключенного всоответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельнымивидами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом, под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки вышеуказанных контрактов (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными контрактами (договорами), без применения к такому участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), предусмотренными контрактами (договорами).
По мнению Заявителя, требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, и законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты исполненные без нарушения сроков.
Указанные действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции и нарушают требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы АМС МО Ардонского района указала, что оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия регламентируются Законом о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085, Правила оценки). При этом, ни Закон о контрактной системе ни Постановление N1085 не содержат требований, какие именно документы являются подтверждением исполнения контрактов (договоров).
На основании изложенного, АМС МО Ардонского района считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
19 мая 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001277 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог для муниципального образования Ардонский район и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 19.05.2021 АМС МО Ардонского района, в том числе содержащая проект контракта (далее - Конкурсная документация, Проект контракта).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Так, на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом, согласно пункту 2 Приложения к Правилам (Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд):
1) минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60;
2) максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) -40.
Так, во исполнение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в пункте 12.21 Конкурсной документации - "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев" (далее - Критерии оценки Конкурсной документации), установлены критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев:
1) Стоимостной критерий: цена контракта - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Нестоимостной критерий: квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки) - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
При этом Заказчиком установлено, что опыт участника закупки по данному показателю оценивается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке, подтверждающих наличие у него за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в закупке, исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров), предметом которых являлось выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонтулинейного объекта либо контрактов (договоров), заключенного всоответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельнымивидами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом, под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки вышеуказанных контрактов (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными контрактами (договорами), без применения к такому участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), предусмотренными контрактами (договорами).
Так, пунктом 10 Правил за Заказчиком закреплено право устанавливать в Конкурсной документации показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Также, в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" штрафы и пени начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что, по мнению Комиссии не может являться успешным выполнением работ.
Кроме того, в Критериях оценки Конкурсной документации Заказчиком установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Конкурсная документация в части оценки наличия у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) и то, что успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки государственного и/или муниципального контракта (контрактов) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - АМС МО Ардонского района при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001277 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог для муниципального образования Ардонский район.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 июня 2021 г. N А360-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021