Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная торгово-строительная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ИТСК") на действия Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Подготовка документации по планировке территории, проектов межевания территории" (извещение N 0152300047921000011) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика - "_" (доверенность от 21.06.2021), "_" (доверенность от 21.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5985э от 15.06.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 01.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0152300047921000011 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1 500 000 руб.
02.06.2021, 07.06.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
07.06.2021, 08.06.2021 внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе.
21.06.2021 размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано пять заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
21.06.2021 размещен протокол проведения электронного аукциона, согласно которому в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие четыре участника закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано следующее: " При подготовке заявки на участие в аукционе в электронной форме Участник обратил внимание, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, или их копии:
- копия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну: "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности";
С данным требованием не согласны, так как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемые участниками закупки в составе второй части заявки. При этом, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В обосновании своих требований, заказчик ссылается на статью 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", в соответствии с которой допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является, в том числе, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации).
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряда работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень работ, подлежащих обязательному лицензированию определен в статье 12 "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 N 99-ФЗ.
Однако, вышеуказанный перечень не содержит требований о получении каких-либо лицензий на выполнение работ, указанных в аукционной документации.
Считаем, что требование о наличии лицензии в случаях, когда исполнение контракта хотя и предусматривает нахождение исполнителя в непосредственной близости от режимно-секретного объекта или помещения, но не подразумевает непосредственного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, необоснованно.
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемые участниками закупки в составе второй части заявки. При этом, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 34 Закона N44-ФЗ, пунктом 3.31 Административного регламента по рассмотрению жалоб, просим рассмотреть настоящую жалобу, провести внеплановую проверку всей процедуры закупки на соответствие ее требованиям Закона N44-ФЗ и выдать предписание на устранение нарушений и приведение аукционной документации в соответствии с законом".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе дублируют указанное требование).
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну составляют сведения о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Объектом закупки в данном случае выступают работы по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Комиссией установлено, что материалы по обоснованию проекта планировки содержат, в том числе перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне, схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 16 документации об электронном аукционе содержал следующие требования к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
- членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями проекта контракта (Приложение N3 к документации) подрядчик имеет право выполнять работы по контракту исключительно при условии соблюдения требований части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе совокупный размер обязательств (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) по договорам такого подрядчика не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- установлено в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" - наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну: "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 19 документации об электронном аукционе было установлено следующие требования к содержанию вторых частей заявок: "документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, или их копии (пункт 1) раздела 17 документации):
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года N 86, или копия такой выписки
ИЛИ
- выписка из единого реестра членов саморегулируемых организаций (в соответствии с частью 13 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или копия такой выписки.
- копия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну: "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности"".
Учитывая изложенное, Комиссия полагает установление данных требований правомерным, в действиях заказчика в указанной части нарушений не установлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, участник в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, не должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Тот факт, что в рамках выполнения закупаемых работ необходимо будет проводить инженерные изыскания не свидетельствует о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, при исполнении государственного контракта на выполнение работ, требующих членства в вышеуказанном СРО, подрядчик вправе привлечь для выполнения таких работ субподрядчика, обладающего соответствующим статусом (пункты 5.3.6, 5.4.6, 5.4.7 проекта контракта).
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части установления излишнего требования к участникам закупки и требования к содержанию вторых частей заявок о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и представлении выписки или ее копии из соответствующего реестра СРО (указанное согласуется с практикой ФАС России по делу от 03.03.2021 N 21/44/105/204), в связи с указанным данный довод жалобы признан обоснованным.
В связи с указанным Комиссия также отмечает, что требования, предусмотренные пунктами 5.4.2, 5.4.3 проект контракта также не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что пункт 20 Технического задания (Приложение N 1 к муниципальному контракту) содержит требование о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность, однако документация об электронном аукционе такого требования к участникам закупки не содержит. Кроме того, из разъяснений положений документации об электронном аукционе усматривается, что заказчиком данное требование из документации было исключено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная торгово-строительная компания" на действия Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Подготовка документации по планировке территории, проектов межевания территории" (извещение N 0152300047921000011).
2. Признать в действиях Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2021 г. N 055/06/31-672/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021