Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" (далее также ООО "ПТБ "Рубикон", Общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее также КУ ОО "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений", заказчик), Главного управления контрактной системы Омской области (далее также уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по защите объекта "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры (Реестровый номер 21.32.0784)" (извещение N 0152200004721000759) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
уполномоченного органа - <_>, начальника; <_> (доверенность N 137 от 03.02.2021); <_> (доверенность N 139 от 29.03.2021);
заказчика - <_> (доверенность от 17.06.2021); <_>(доверенность от 17.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5959э от 15.06.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 04.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721000759 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 6224023,32 руб.
07.06.2021 10.06.2021 и 11.06.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
16.06.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано семь заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.06.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие шесть участников закупки, наименьшее ценовое предложение составило 3684237,24 руб.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.06.2021 заявки всех участников закупки признаны несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений уполномоченного органа, заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем, в частности указано: "Содержание автомобильных дорог не входит в компетенцию подразделений транспортной безопасности, соответственно, опыт оказания услуг, аналогичных ремонту, реконструкции и т.п. отсутствует.
На основании изложенного, считаю требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в аукционе опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог ограничивающим конкуренцию".
Не соглашаясь с жалобой заявителя, уполномоченным органом в письменных возражениях, а также при рассмотрении жалобы Общества на заседании Комиссии указано на то, что при установлении требования о наличии у участника опыта исполнения контракта уполномоченный орган руководствовался нормативными правовыми актами, в частности, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также Постановление N 99).
В возражениях уполномоченный орган также указывает на то, что заявителю были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе, в которых были даны ссылки на нормы права в соответствии с которыми, услуги по закупке относятся к содержанию дорог.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали позицию уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу подпункта 2 пункта 9 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к прочим работам по содержанию автомобильных дорог относится: охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.
С учетом вышеуказанных нормативных актов, Комиссия делает вывод о том, что оказание услуг по предмету закупки относится к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона о контрактной системе в приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2 (3) приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу первому части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что в пункте 2.3 раздела 2 "Требования к участникам закупки" документации об электронном аукционе уполномоченным органом установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) Приложения N 1 к постановлению N 99: "наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
С учетом того, что в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" оказание услуг по предмету закупки относится к прочим работам по содержанию автомобильных дорог, Комиссия считает требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог правомерным.
При указанных обстоятельствах, Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия усматривает в действиях уполномоченного органа нарушение статьи 7, частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 99, поскольку в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном программно-аппаратными средствами на сайте ЕИС, фактически не были установлены требования, предъявляемые к участникам такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая процедуру представления документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренную статьями 24.2 и 66 Федерального закона о контрактной системе, оператором электронной площадки в силу того, что в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования установлены не были, документы участников закупки, подтверждающие наличие соответствующего опыта, в адрес уполномоченного органа не направлялись.
Отклоняя довод уполномоченного органа о том, что документация об электронном аукционе является приложением к извещению о проведении электронного аукциона, следовательно, формально спорные требования были установлены в извещении, Комиссия руководствуется следующим.
В силу общих положений и абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона первоначально, документация об электронном аукционе не должна противоречить извещению о проведении такого аукциона, при этом законодательство о контрактной системе не допускает, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование. Вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
Указанные действия (бездействие) повлекли ненаправленние необходимых документов оператором электронной площадки, как следствие, признание заявок участников закупок не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и признание электронного аукциона несостоявшимся.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Рубикон" на действия казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений", Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по защите объекта "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры (Реестровый номер 21.32.0784)" (извещение N 0152200004721000759).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение статьи 7, частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 99.
Учитывая, что электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявки всех участников закупки признаны несоответствующими требования, установленным документацией об электронном аукционе, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2021 г. N 055/06/31-660/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021