Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ,
в отсутствие представителей ООО "НПП "Сантас", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.06.2021 NЕИ/34332/21,
рассмотрев жалобу ООО "НПП "Сантас" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку барьерных стиральных машин с загрузкой не менее 50 кг. для нужд ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ (Закупка N 0373200053621000314) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.06.2021
N ЕИ/34332/21, Комиссия Управления установила следующее.
На основании пп. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены противоречивые требования к товару по п.1 "Барьерная стиральная машина".
Так, согласно положениям Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 04.06.2021 NИИ1 Заказчику необходима к поставке стиральная машина с номинальной (максимальной) загрузкой белья > 25 и 50 кг, при этом в составе Технического задания Заказчиком указано: "Номинальная (максимальная) загрузка белья 50 и
100 Килограмм".
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены два взаимоисключающих требования к основной характеристике оборудования, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание сформировано в соответствии с КТРУ 28.94.22.110-00000005 Стиральная машина профессиональная. Данное КТРУ указано в техническом задании. Характеристики являющиеся обязательными для применения указаны в техническом задании. В соответствии с данным КТРУ Номинальная (максимальная) загрузка белья > 50 и 100 Килограмм. Таким образом, в предлагаемой к поставке стиральной машине, номинальная (максимальная) загрузка должна соответствовать указанному в техническом задании диапазону.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно Изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 04.06.2021 NИИ1 Заказчик закупает профессиональную стиральную машину с кодом КТРУ 28.94.22.110-00000006, согласно которому номинальная (максимальная) загрузка белья у данных машин составляет 25 и 50 кг.
Таким образом, Заказчиком при формировании документации были установлены два кода КТРУ с отличающимися друг от друга характеристиками, в связи с чем у участников закупки отсутствует возможность однозначно определить номинальную (максимальную) загрузку белья закупаемой Заказчиком машины и сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы, а также о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. В жалобе Заявитель также указывает на то, что в аукционной документации установлены требования к закупаемому товару не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а именно установлены дополнительные характеристики без надлежащего обоснования.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Не согласившись с данным доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание сформировано в соответствии с КТРУ 28.94.22.110-00000005 "Стиральная машина профессиональная". Данная позиция КТРУ указана в техническом задании, при этом Заказчиком при описании товара использованы характеристики являющиеся обязательными для применения, а также включены дополнительные характеристики с обоснованием их применения.
Так, например, по п.14 "Возможность программирования всех этапов стирки (параметры: уровень воды, скорость вращения барабана, температура, время цикла)" Заказчиком указано, что данная характеристика необходима для выбора необходимой программы стирки белья при разных видах загрязнений.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации размещено надлежащее обоснование необходимости описания товара оспариваемым образом.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, совокупности установленных требований к закупаемой стиральной машине соответствует товар единственного производителя, а именно Electrolux, Швеция.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в результате проведенного анализа, с учетом максимально возможного снижения финансовых и временных издержек, стоит признать замену имеющегося оборудования "Electrolux" на соответствующие модели пр-ва "Electrolux" более нового поколения/новых серий и удовлетворяющий потребностям прачечного отделения в оборудовании - ООО "Техно-ТТ" (Россия). ООО "Техно-ТТ" (под брендом "Техно-ТТ+/Техно-ТТ Плюс") с 2020 года начало производство профессионального прачечного оборудования. Ассортимент и технические характеристики удовлетворяют описанным выше потребностям и позволяют выполнить его установку в имеющемся прачечном отделении без значительных изменений архитектуры помещения и точек подключений (подводок).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал,а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно и неопровержимо подтверждающих тот факт, что совокупности установленным требований соответствует исключительно стиральная машина Electrolux, Швеция.
Кроме того в составе жалобы не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НПП "Сантас" на действия ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ обоснованной в части установления противоречивых требований к товару по п.1 "Барьерная стиральная машина".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2021 г. N 077/06/106-10204/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021