Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России: О.Г. Ли,
представители ООО "Медповерка" о времени и порядке проведения заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/34479/21 от 15.06.2021, в рассмотрении жалоб не участвовали,
рассмотрев жалобы ООО "Медповерка" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по поверке, калибровке средств измерений, метрологическому
контролю состояния изделий медицинской техники, имеющих метрологические характеристики (Лот 6) (Закупки N 0373100086921000180, 0373100086921000181) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.06.2021 N ЕИ/34479/21, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколам подведения итогов электронного аукциона от 09.06.2021 N0373100086921000180-3, 0373100086921000181-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "Участником закупки не представлена копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N1445". П.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит обязательному лицензированию.
Комиссией Управления установлено, что пунктом 7.1 Информационной карты аукционной документации предъявлено требование об обладании участниками действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники. Одновременно с этим, пп. 2 пункта 1.3 части 2 Информационной карты аукционной документации предъявлено требование о необходимости представления в составе второй части заявки копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
На заседании Комиссии Управления установлено, что составе второй части заявки Заявителем не представлена лицензия участника закупки на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники выданная ООО "Медповерка", при этом в составе заявки представлен договор субподряда с ООО "СК КАПИТАЛ" от 11.01.2021, согласно которому ООО "СК КАПИТАЛ" оказывает Заявителю услуги, в том числе, по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а также действующую лицензию на осуществление вышеуказанной деятельности обществом "СК КАПИТАЛ".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель в своей жалобе указал на отсутствие у аукционной комиссии Заказчика правовых оснований для признания второй части заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации, так как у исполнителя контракта есть право на привлечение соисполнителей с действующей лицензией на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Вместе с тем, отклоняя доводы Заявителя, Комиссия Управления руководствуется положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливающими требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и положениями п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, которые, как следствие, не предусматривают возможность подтверждения соответствия требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе иного лица, помимо участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе. Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает участие в закупках нескольких юридических лиц, выступающих на стороне участника закупки.
Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из буквального толкования диспозиции приведенной статьи, на стороне участника закупки может выступать только юридическое или физическое лицо в единственном числе, множественность лиц в этом случае не предполагается, а значит - невозможна в рамках проведения закупок по правилам Закона о контрактной системе.
При этом, согласно ч.5 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Таким образом, Закон о закупках, напротив, прямо предусматривает возможность одного участника подать одну заявку от имени нескольких лиц.
При этом, поскольку государственный заказчик в рассматриваемых правоотношениях обладает большим объемом публично-правовых обязанностей, нежели участник закупки, и осуществляет обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, то интересы такого заказчика в рамках исполнения государственного контракта должны быть обеспечены определенным уровнем квалификации участника, на который Заказчик в праве рассчитывать по результатам рассмотрения заявок и определения победителя.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в данном случае, необходимо применять правовой подход, согласно которому противоречия, любые риски, возникающие при исполнении контракта (в данном случае например расторжения договора между Заявителем и ООО "СК КАПИТАЛ", невозможность Заказчика предъявлять требования ко всем участникам договора, и как следствие постановка исполнения условий контракта в зависимость от действий третьих лиц), следует толковать в пользу Заказчика ввиду того, что государственный заказчик, заключая государственный контракт, действует из публичных интересов, а оплата в рамках такого контракта происходит из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно системному толкованию указанных положений законодательства именно участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки. При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Кроме того, как указано выше, аукционные документации в 7.1 и пп. 2 пункта 1.3 части 2 Информационной карты также содержит однозначные требования к участникам закупки и к составу заявки участника закупки, что не допускает двоякого трактования условий участия в закупочной процедуре.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение аукционной комиссии Заказчика о признании заявки ООО "Медповерка" не соответствующей требованиям документации по основанию, отраженному в протоколах подведения итогов электронных аукционов, является правомерным и не противоречит положениям ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель в жалобах указывает на нарушения законодательства об осуществлении закупок, допущенные Заказчиком при формировании аукционных документаций.
На основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения аукционной документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
При этом, в установленные сроки Заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения аукционных документаций, а также не подавал Заказчику запрос о даче разъяснений положений аукционных документаций в соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, что указывает на то, что, выражая свое согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, установленных аукционной документацией при подаче заявки на участие в электронных аукционах, Заявитель был согласен со всеми установленными Заказчиком требованиями.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Медповерка" на действия аукционной комиссии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России необоснованными.
2. Доводы ООО "Медповерка" в отношении установления неправомерных положений аукционной документации оставить без рассмотрения в соответствии с ч.4 ст. 105 Закона о контрактной системе
3. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.06.2021 N ЕИ/34479/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.З. Касимова
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2021 г. N 077/06/106-10249/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021