Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "Главэкспертцентр", ООО "РедСофтЦентр",
рассмотрев жалобу ООО "РедСофтЦентр" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Главэкспертцентр" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на развитие (модернизация) автоматизированной информационной системы по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (АИС Признание) по принципу реестровой модели с учетом перевода на отечественное программное обеспечение (Закупка N0373100070721000006) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/34046/21 от 11.06.2021.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации, установленные, по его мнению, в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает что в технической части конкурсной документации неправомерно установлены следующие виды работ: "перевод базы данных с СУБД Microsoft SQL Server на СУБД Postgres Pro", поскольку наименование структуры базы данных Postgres Pro не сопровождается словами "или эквивалент", что делает невозможным выполнение работ с аналогичными базами данных отвечающих потребности Заказчика.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что конкурсная документация сформирована с учетом ранее проведенных Заказчиком закупочных процедур на поставку оборудования и программного обеспечения для нужд Заказчика. В состав приобретенных программ входит СУБД Postgres Pro, входящая в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестр сертифицированных средств информационной защиты ФСТЭК, ввиду чего выполнение работ с иными видами баз данных является невозможным. Кроме того представитель Заказчика также отметил, что в рамках рассматриваемой закупочной процедуры приобретение иных баз данных не предусмотрено.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в конкурсной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса услуг, которая указана в конкурсной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услугах, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании лота и документации об открытом конкурсе в электронной форме устанавливать такие условия определения исполнителя, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что проект государственного контракта не содержит положения, предусмотренные п. 11(2), п.11(5) Постановлению Правительства РФ от 28.04.2021 N667 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N2050" (далее - Постановление N667).
Согласно п.2 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу п.11(2) Постановления N667 получатели средств федерального бюджета предусматривают при заключении ими в 2021 году государственных контрактов, исполнение которых (исполнение отдельного этапа по которым) осуществляется в декабре 2021 года и (или) в декабре последующих финансовых годов, условие об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта, поставка (выполнение, оказание) которых приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, - не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на очередной финансовый год.
В соответствии с п.11(5) Постановления N667 главные распорядители средств федерального бюджета, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, которые не содержат сведения, составляющие государственную тайну, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п. ИУЗ.1.2 Информационной карты конкурсной документации работы выполняются (услуги оказываются) в III этапа.
Периоды выполнения работ (оказания услуг):
I этап: с даты заключения Договора по 23.08.2021;
II этап: с 24.08.2021 по 27.10.2021;
III этап: с 28.10.2021 по 08.12.2021.
Работы (услуги) считаются выполненными (оказанными) с даты подписания Сторонами Договора акта сдачи-приемки исполнения обязательств по Договору (этапу Договора). Планируемая дата подписания акта сдачи-приемки исполнения обязательств:
I этап: 31.08.2021;
II этап: 04.11.2021;
III этап: 16.12.2021.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с положениями ИУЗ 2.2 расчеты с Исполнителем осуществляются в размере не превышающем разницу между стоимостью фактически выполненных работ (оказанных услуг) по соответствующему этапу Договора и суммой, рассчитанной как произведение размера авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически выполненных работ (оказанных услуг) по этапу Договора, в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты утверждения Заказчиком акта Приемочной комиссии при условии представления Исполнителем подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки исполнения обязательств по Договору (этапу Договора) по установленным Заказчиком формам, оригиналов счета и при необходимости счета-фактуры, и поступления соответствующих средств (п. 2.1 Информационной карты ИУЗ) на счет Заказчика.
Таким образом исходя из графика выполнения работ окончательная оплата оказанных услуг осуществляется в течение 10 рабочих дней после принятия Заказчиком III этап этапа работ, и приходится на 30.12.2021 г., т. е. не позднее чем за 1 день до окончания текущего финансового года, что полностью соответствует требованиям Постановления N667.
Представитель Заказчика также отметил, что п.2 Постановления N667 установлено, что изложенные положения п.11(5) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 01.05.2021 г. Вместе с тем в настоящее время указанный в п.11(5) Постановления N667 перечень главных распорядителей средств федерального бюджета не утвержден, ввиду чего включение в государственные контракты положения, указанного в таком пункте, возможно исключительно после формирования и утверждения перечня.
Вместе с тем доказательств обратного Заявителем не представлено, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В составе жалобы Заявитель указывает, что закупаемые Заказчиком работы "Инструментальный анализ защищённости АИС Признание" требуют наличия лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации при условии наличия в данной действующей лицензии работ (видов деятельности), предусмотренным подпунктом "в" п.4 постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Постановление N79).
На основании п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п.3 информационной карты конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации при условии наличия в данной действующей лицензии работ (видов деятельности), предусмотренных подпунктами "б", "г", "д", "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79.
Согласно пп.3.8 п.3 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком приобретаются следующие виды услуг "Инструментальный анализ защищённости АИС Признание".
На основании п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
В соответствии с п.2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее - Положения о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
В соответствии с п.4 Постановления N79 при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:
в средствах и системах информатизации;
в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что обжалуемые Заявителем работы предусмотрены пп. "г" п.4 Постановления N79 и выполняются совместно с работами по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации, ввиду чего установление дополнительного вида лицензии не является целесообразным.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о принадлежности работ по инструментальному анализу защищённости исключительно к работам по по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации, а также о необходимости установления требований к такому виду лицензируемой деятельности.
На основании вышеизложенно, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РедСофтЦентр" на действия ФГБУ "Главэкспертцентр" необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России NЕИ/34046/21 от 11.06.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии П.А. Ступченко
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2021 г. N 077/06/106-10129/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021