Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ": А.Г. Сухацкого,
третьего лица: Д.М. Федоровой,
в отсутствие представителей ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/34691/21 от 16.06.2021,
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке кондиционеров (сплит-систем) в ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" (Закупка
N 0373200172421000043) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/34691/21 от 16.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неоднозначным образом сформированы требования к составу первой части заявки, ввиду того, что из положений аукционной документации напрямую не следует необходимость предоставления страны происхождения, а также конкретных показателей товаров.
Кроме того Заявитель также указывает, что в составе аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, что не позволяет участникам закупки понять, чем необходимо руководствоваться при использовании в описании знаков ";", ">", "<", "<=", ">=", "[ ]", слов "Больше или равно" и т.д.
Согласно п.18.1 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
4. Указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "Сведения о поставляемом товаре (материалах, используемых для выполнения работ, оказания услуг)" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
5. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Так, по мнению Заявителя, в составе размещённой аукционной документации форма "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" отсутствует, в связи с чем в целях уточнения требований к составу первой части заявки и необходимости предоставления наименования страны происхождения товара и его конкретных показателей в адрес Заказчика был направлен следующий запрос о даче разъяснений:
"В соответствии с п. 18.1 Раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе" Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
4. Указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "Сведения о поставляемом товаре (материалах, используемых для выполнения работ, оказания услуг)" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
5. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
В составе размещённой аукционной документации отсутствует и форма "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" и форма "Сведения о поставляемом товаре (материалах, используемых для выполнения работ, оказания услуг)", а указание наименования страны происхождения и конкретных показателей товара предусмотрено только при его поставке.
Требуем разъяснить в составе первой части заявки достаточно представить только согласие, предусмотренное п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Если в первой части заявки не достаточно представить только согласие требуем разъяснить, где в составе аукционной документации (с наименованием файла, документа, раздела, части документа) установлены требования к поставляемым товарам, наименование страны происхождения и конкретные показатели которых требуется представить в первой части заявки помимо согласия".
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В свою очередь 09.06.2021 Заказчиком в ответ на указанный запрос опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 со следующим текстом: "В аукционную документацию будут внесены изменения".
Комиссией Управления также установлено, что по состоянию на 21.06.2021 Заказчиком не внесены изменения в аукционную документацию.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанными доводами жалобы, а также пояснил, что требования установленные к составу первой части заявки могут вводить участников закупки в заблуждение.
Кроме того представитель Заказчика отметил, что порядок приемки и передачи, указанных в Техническом задании товаров, в аукционной документации не установлен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе при аукционной документации, а именно при формировании требований к составу первой части заявки, отсутствия положений Инструкции, а также нарушения порядка дачи разъяснений положений аукционной документации, поскольку данные Заказчиком разъяснения NРД1 от 09.06.2021 не могут считаться надлежащим исполнением Заказчиком требования ч.4 ст.65 Закона о контрарной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что запросов разъяснений, относительно правил использования знаков ";", ">", "<", "<=", ">=","[ ]", слов "Больше или равно" в адрес Заказчика не поступало, более того на участие в аукционе было подано 9 заявок, снижение в ходе аукциона составило 52,47%, при этом согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2021 N0373200172421000043-1 четыре заявки признаны несоответствующими, ввиду непредоставления конкретных показателей в составе первой части заявки.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные избыточные требования к товарам, а именно в составе аукционной документации размещено Приложение 1 к Техническому заданию "Перечень объектов закупки" в котором содержится описание 15 типов сплит-систем по адресам выполнения работ.
При анализе требований Приложение 1 к Техническому заданию, по мнению Заявителя, Заказчиком детально описаны составные и прикладные элементов поставляемого товара, а также их динамическое испытание, так, например, Заказчик требует указать высоту и глубину наружного и внешнего блока, максимальный уровень шума внутреннего блока, максимальный воздушный поток, мощность в режиме обогрева, мощность в режиме охлаждения.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принял, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе, а также не указано на основании каких документов и сведений Заявитель сделал вывод о том, что указанные в жалобе характеристики являются избыточными, а также Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие отсутствие требуемой информации в открытом доступе, в том числе на сайтах производителей указанных товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" обоснованной в части формирования некорректных требований к составу первой части заявки, отсутствия правил чтения используемых слов и символов, а также в части нарушения порядка дачи разъяснений положений аукционной документации
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66,ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2021 г. N 077/06/106-10330/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021