Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в отсутствие представителей Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики и заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Монолит", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит") на положения аукционной документации заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - МБОУ "Синьял-покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, Заказчик) при поведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики (замена ограждения, асфальтового покрытия, наружного освещения, благоустройство) (изв. N 0315300041821000006), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 11.06.2021 обратилось ООО "Монолит" с жалобой на положения аукционной документации заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - МБОУ "Синьял-покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, Заказчик) при поведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики (замена ограждения, асфальтового покрытия, наружного освещения, благоустройство) (изв. N0315300041821000006) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе проект контракта размещенный Заказчиком в составе аукционной документации содержит указание на то, что оплата выполненных работ производится не позднее 30 (Тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, на основании счёта-фактуры (счёта), представленного Подрядчиком;
- в нарушение требований законодательства о контрактной системе Заказчиком неверно указан размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
- в нарушение требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком установлен неверный размер обеспечения исполнения контракта .
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
04.06.2021 Заказчиком - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315300041821000006 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики (замена ограждения, асфальтового покрытия, наружного освещения, благоустройство), с начальной (максимальной) ценой контракта 14 818 430,00 руб. Одновременно размещена документация о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По доводу заявителя о том, что в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе проект контракта размещенный Заказчиком в составе аукционной документации содержит указание на не соответствующий требованиям законодательства о контрактной системе срок оплаты выполненных работ, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики (замена ограждения, асфальтового покрытия, наружного освещения, благоустройство) содержит ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Установлено, что 16.06.2021 Заказчиком в аукционную документацию внесены изменения. С учетом внесенных изменений пункт 2.4 проекта контракта изложен в следующей редакции:
Оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета на основании сметы контракта с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N1 к настоящему Контракту) и фактически выполненных Подрядчиком работ не позднее 15 (Пятнадцати) дней с даты подписания заказчиком акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, на основании счёта-фактуры (счёта), представленного Подрядчиком. Авансирование не предусмотрено.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе в части установления не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе срока оплаты выполненных работ, в связи с чем, данный довод заявителя признает несостоятельным.
Довод заявителя о том, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе Заказчиком неверно указан размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1011 в вышеуказанное Постановление внесены изменения.
В соответствии с пунктом д) части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1011 В Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных указанным постановлением:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей."
Ответственность сторон предусмотрена разделом 7 проекта контракта.
Согласно пункту 7.6 проекта контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Таким образом, вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о надлежащем исполнении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в части установления размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств.
По доводу заявителя о том, что в нарушение требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком установлен неверный размер обеспечения исполнения контракта, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Из смысла части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
Установлено, что требования к размеру обеспечения исполнения контракта определены Заказчиком в пункте 29 информационной карты аукционной документации.
Так, в соответствии с пунктом 29 информационной карты аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта (в процентах) установлен Заказчиком в размере - 5%.
При этом, указания на то, к какой цене контракта необходимо применять установленный размер обеспечения исполнения контракта документация о закупке не содержит, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление размера обеспечения исполнения контракта, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, нарушает положения части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Монолит" обоснованной в части довода по установлению неверный размера обеспечения исполнения контракта, в действиях Заказчика признает нарушение части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по устранению выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о закупке.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на положения аукционной документации заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики при поведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Синьял-Покровская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики (замена ограждения, асфальтового покрытия, наружного освещения, благоустройство) (изв. N0315300041821000006) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Синьял-покровская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики нарушение части 6.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 24 июня 2021 г. N 021/06/30-634/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021