Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
..., врио руководителя управления; |
Членов комиссии: |
..., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, _, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
в отсутствие муниципального Заказчика - Управления образования Администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - Заказчик, УОБР РХ), заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, а также в отсутствие Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель, податель жалобы, ООО "ДЖУЛИ"), извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия муниципального заказчика - УОБР РХ при проведении электронного аукциона на завершение строительства зонального детского сада на 80 мест в д. Новокурск Бейского района (извещение N 0380300014421000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1. Заказчиком не исполнено предписание Хакасского УФАС России об устранении выявленных нарушений по жалобе N 019/06/64-446/2021, а именно ненадлежащим образом установлены требования, предъявляемые к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99;
2. В проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки (далее - ИКЗ);
3. В составе аукционной документации отсутствует проект сметы контракта;
4. График выполнения строительно-монтажных работ не соответствует Приказу N 336/пр.
Заказчик для участия в заседании комиссии по рассмотрению жалобы своих представителей не направил, вместе с тем, в письменных пояснениях Заказчик ссылался на необоснованность доводов жалобы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС (с учётом частичных изменений по предписанию антимонопольного органа) - 02.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 35 246 078,05 рублей;
3) источник финансирования - денежные средства, полученные из средства федерального бюджета, средства регионального бюджета, средства местного бюджета, КБК - 9040701866P252320414, 9040701866P2S1430414, 9040701866P2S1430244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
5) документация об Аукционе утверждена 27.04.2021 Начальником УОБР Администрации Бейского района РХ ...;
6) дата и время начала подачи заявок 28.04.2021 12:09;
7) дата и время окончания подачи заявок 10.06.2021 08:00;
8) дата и время проведения аукциона 10.06.2021 12:00;
9) в Аукционе приняли участие 2 участника закупки, наименьшее предложение составило - 28 725 553,62 рублей (18,50%);
10) на момент рассмотрения жалобы протокол проведения итогов в ЕИС не размещен.
1. Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии Хакасского УФАС России от 17.05.2021 года по жалобе N 019/06/64-446/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения части 5 и 6 статьи 31, части 7 и 11 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
На основании указанного Решения Комиссией Хакасского УФАС России Заказчику и его комиссии выдано Предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Извещение и Аукционную документацию. Срок исполнения предписания установлен до 04.06.2021.
При этом, по предписанию антимонопольного органа Заказчиком 27.05.2021 г. и 02.06.2021 г. внесены изменения в Извещение и в Аукционную документацию.
Однако установлено, что Заказчиком не внесены изменения в Аукционную документацию в части требований, предъявляемых к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Так, согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных кон-курсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двух-этапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по при-чине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, Заказчиком в утверждённом им Извещении о проведении электронного аукциона (пункт 13.2.1), а также в Аукционной документации (пункт 14.2.1) указано следующее:
Дополнительные требования к участникам электронного аукциона
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования, предъявляемые к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, что нарушает части 5 и 6 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не исполнено Предписание по жалобе N 019/06/64-446/2021 в части необходимости требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, что нарушает пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ. Довод жалобы обоснован.
2. Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документацию о закупке включается проект контракта, который является неотъемлемой частью такой документации.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки, аукционной документации ИКЗ указан, в проекте контракта также предусмотрено указание ИКЗ, который будет указан при заключении контракта.
Довод жалобы не обоснован.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.
Пунктом 4 Методики установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в составе документации об Аукционе отсутствует проект сметы контракта, является необоснованным.
Также Комиссия отмечает, что согласно письма ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта" при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Так частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и её территориальных органов, в связи с чем, рассмотрение довода жалобы не проводится.
Вместе с тем, Хакасским УФАС России ранее по результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройсектор" на действия муниципального заказчика - Управление образования Администрации Бейского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на завершение строительства зонального детского сада на 80 мест в д. Новокурск Бейского района (извещение N 0380300014421000001) уже была направлена информация в Управление финансов администрации Бейского района Республики Хакасия для проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта в рамках представленных полномочий.
4. В силу части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ утверждена Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр (далее - Методика).
Методика разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, пунктом 1.2 Методики предусмотрено, что график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
При этом, в соответствии с пунктом 1.4 Методики в том числе график выполнения работ составляется заказчиком одновременно с проектом контракта, является его приложением и размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Кроме того, пунктом 2.1 Методики установлено, что составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).
Порядок составления графика выполнения строительно-монтажных работ определен разделом 2 Методики.
В разделе 2 Методики в том числе указано следующее:
2.9. Дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены пункты 2.9 - 2.9.5 Методики.
Комиссией антимонопольного органа в полном объеме проанализирована аукционная документация и установлено, что Заказчиком в соответствии с требованиями частей 6 и 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Приказа N 336/пр, в проекте контракта аукционной документации (закупка N 0380300014421000001) содержится в том числе график выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства зонального детского сада на 80 мест в д. Новокурск Бейского района (извещение N 0380300014421000001).
В вышеуказанном графике строительно-монтажных работ Заказчиком в том числе в соответствии с пунктами 2.9 - 2.9.5 Методики под табличной частью указано:
а) подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка условиям настоящего контракта - в течении 5 рабочих дней с даты подписания контракта;
б) передача Подрядчику копии разрешения на строительство - в течении 5 рабочих дней с даты подписания контракта;
в) передача Подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных видов работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерацией - не требуется.
На основании вышеизложенного, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Заказчиком составлен и размещен в ЕИС график выполнения работ, предусмотренный частями 6 и 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 336/пр. Довод жалобы не обоснован.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку такие нарушения не повлияли на результаты закупки (победителем электронного аукциона представлены документы в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" обоснованной в части ненадлежащего исполнения Заказчиком предписание Хакасского УФАС России об устранении выявленных нарушений по жалобе N 019/06/64-446/2021.
2 . Признать Заказчика нарушившим части 5 и 6 статьи 31, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку такие указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
_ |
Члены комиссии: |
_ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 июня 2021 г. N 019/06/64-586/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021