Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От заказчика - Филиала Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок МВД России" - "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге":
- Оборин Андрей Валентинович (представитель по доверенности);
от заявителя жалобы - ООО "РАЗВИТИЕ":
- Салтанович Олеся Федоровна (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "РАЗВИТИЕ" и материалы дела N 027/06/64-749/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "РАЗВИТИЕ" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Филиала Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок МВД России" - "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по перевозке имущества по маршрутам: Хабаровск - Охотск, Хабаровск - Аян, Хабаровск - Чумикан (извещение N0822100000421000022 от 01.06.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, неправомерно установившем условия о начислении штрафов участнику закупки, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0822100000421000022 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.05.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по перевозке имущества по маршрутам: Хабаровск - Охотск, Хабаровск - Аян, Хабаровск - Чумикан.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 170 713,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 01.06.2021 17:08 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 09.06.2021 13:00 (МСК+7).
Согласно представленному отзыву, заказчик полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/64-749/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статья 64 Закона о контрактной системе, устанавливая требования к документации об электронном аукционе, предусматривает, что к указанной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 указанной статьи).
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе к контракту предъявляются обязательные требования, в том числе о наличии обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4), а также о порядке начисления пеней, штрафов (ч. 8).
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N1042).
Согласно п. 13 Правил N1042 в случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N259-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по перевозке имущества по маршрутам: Хабаровск - Охотск, Хабаровск - Аян, Хабаровск - Чумикан.
В силу п. 2.5 Контракта исполнитель осуществляет: погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления/назначения, размещение, крепление груза при погрузке, раскрепление груза при выгрузке, предоставление используемого крепежного материала с учетом обеспечения сохранности перевозимого груза и безопасности перевозки, перевозку груза, страхование груза на время оказания услуг от всех рисков повреждения (порчи) или утраты (недостачи) груза, оформление необходимых разрешительных и сопутствующих документов.
В соответствии с п. 2.6 проекта Контракта при оказании услуг стороны руководствуются: требованиями настоящего Контракта, действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Статьей 34 Закона N259-ФЗ установлены условия об ответственности перевозчика, фрахтовщика, в том числе условия о порядке, размере начисления штрафов.
Аналогичные условия отражены в п. 8.9-8.12 проекта государственного контракта, а именно:
"8.9. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ и Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ Исполнитель уплачивает Представителю Заказчика штраф за нарушение сроков доставки груза в размере 9 (девять) процентов от стоимости перевозки груза за каждые сутки просрочки. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер стоимости его перевозки. Просрочка доставки груза исчисляется с 24 (двадцать четыре) часов суток, когда должен быть доставлен груз. Основанием для расчета штрафа за просрочку доставки груза служат отметки в транспортной накладной о дате приема груза от Грузоотправителя и дате выдачи груза Грузополучателю. 8.10. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ за невывоз груза в указанную в Заявке дату и время погрузки по вине Исполнителя, Исполнитель уплачивает Представителю Заказчика штраф в размере 20 (двадцать) процентов платы, установленной за перевозку груза. Грузоотправитель вправе потребовать от Исполнителя возмещения причиненных Исполнителем убытков, причиненных вследствие невывоза груза, в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации от 30.04.1994 N 51-ФЗ. 8.11. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ за несвоевременное предоставление транспортного средства, установленного Контрактом для вывоза груза указанного в Заявке, Исполнитель уплачивает Представителю Заказчика за каждый полный час просрочки штраф в размере 1 (один) процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным Контрактом сроком перевозки груза. Несвоевременным предоставлением транспортного средства, предусмотренного Контрактом в пункт погрузки считается подача транспортного средства в пункт погрузки с опозданием более 1 (один) часа от назначенного в Заявке времени погрузки. 8.12. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 в случае предоставления Исполнителем транспортных средств, непригодных для перевозки указанного в Заявке груза, или подачи транспортных средств в пункт погрузки с опозданием более 1 (один) часа от назначенного в Заявке времени погрузки Грузоотправитель вправе отказаться от передачи Исполнителю указанного в Заявке груза с отнесением вины за невывоз груза на Исполнителя". |
Принимая во внимание изложенное, учитывая объект закупки, являющийся оказанием услуг по перевозке и экспедированию имущества по маршрутам, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком правомерно установлены условия о размере штрафов, предусмотренные специальным законодательством.
Доводы жалобы о неправомерности применения указанных норм признаются Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованными, в связи с тем, что условия ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 13 Правил N1042 предусматривают, что размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации, если специальным законодательством предусмотрен иной размер и порядок начисления штрафов.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 8.15 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Вместе с тем, п. 11, 12 Правил N1042 предусмотрено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 11); Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, Заказчиком установлено несоответствующее Правилам N1042 условие об ограничении суммы неустойки, что является нарушением ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 8.4 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Представитель Заказчика направляет Исполнителю требование об уплате неустойки (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Из буквального толкования п. 8.4 Контракта следует, что указанный размер штрафа устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заказчиком установлен специальный порядок определения размера и начисления штрафов для отдельных случаев неисполнения обязательств по контракту, предусмотренный п. 8.9-8.12 Контракта.
Вместе с тем, в нарушение ч. 8 ст. 34, п. 8.4 Контракта не содержит указания на исключения, предусмотренные специальным законодательством Российской Федерации применительно к объекту закупки и установленные заказчиком в соответствии с п. 8.9-8.12 проекта государственного контракта.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что допущенные Заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта при направлении на подпись победителю закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РАЗВИТИЕ" на действия заказчика - Филиала Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок МВД России" - "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по перевозке имущества по маршрутам: Хабаровск - Охотск, Хабаровск - Аян, Хабаровск - Чумикан (извещение N0822100000421000022 от 21.05.2021) необоснованной.
2. Признать заказчика - Филиал Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок МВД России" - "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" нарушившим ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Филиалу Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок МВД России" - "Центр специальных перевозок МВД России на Дальневосточной железной дороге" предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект государственного контракта при направлении его на подпись победителю закупки (при наличии такого победителя).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 июня 2021 г. N 7-1/248
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021