Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тензор" Ларионова Сергея Алексеевича по доверенности от 22.01.2021;
- от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края Арескиной Екатерины Викторовны по доверенности от 07.06.2021 N Юр 49/21;
- от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Лаврук Инны Ивановны по доверенности от 08.04.2021 N 4,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тензор" (далее - ООО "Тензор") и материалы дела N 027/06/64-765/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Тензор" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО"), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0122200002521003437 на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для записи множества физиологических показателей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В жалобе заявитель указывает на не соответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). По мнению заявителя, установленное в разделе III "Техническая часть" аукционной документации требование о плавном характере спуска давления при измерении артериального давления является неправомерным, т.к. данное требование действующими стандартами, которые содержат обязательные характеристики к измерителям артериального давления (АД) и их составным частям, не установлено.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0122200002521003437 о проведении электронного аукциона размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 01.06.2021.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для записи множества физиологических показателей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 932 266,72 рублей.
Условие допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Дата проведения аукциона в электронной форме: 17.06.2021.
В процессе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/70-482/2021, выслушав всех участников рассмотрения дела, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч.ч. 1 и 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. Закон N 44-ФЗ не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Вместе с тем, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ).
Объектом спорной закупки является поставка медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для записи множества физиологических показателей (ОКПД 2 26.60.12.129).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, раздел III "Техническая часть" аукционной документации содержит описание объекта закупки, в том числе следующую характеристику:
6 |
Характер спуска давления при измерении: плавный |
Наличие |
При этом по п.п. 3-12 установлено дополнительное требование - в соответствии с ГОСТ Р 56323-2014 "Изделия медицинские электрические. Системы Холтеровского мониторирования. Технические требования для государственных закупок".
Согласно п. 1 указанного ГОСТа настоящий стандарт распространяется на государственные и муниципальные закупки медицинского оборудования.
Данным стандартом п. 6.2.3 рекомендованы (допустимы) следующие значения параметров: характер спуска давления при измерении (плавный или ступенчатый)* (Примечание. Перечень характеристик (параметров) в соответствии с потребностями ЛПУ и выполняемыми АР функциями).
Также, в соответствии с п. 1.3 Приложения Б указанного ГОСТа установлена возможность установления требования: характер спуска давления при измерении - плавный.
Заказчик, формируя требования к характеристикам спорной закупки, исходил из специфики деятельности и потребности в медицинских изделиях, способствующих своевременному и качественному оказанию пациентам медицинской помощи, использовал показатели и требования, ориентируясь на свои потребности и рекомендации профильных специалистов, а также учитывая особенности при использовании пациентами.
Заказчиком представлена позиция, согласно которой ступенчатый спуск давления обладает рядом недостатков, которых лишен плавный спуск давления. Системы с плавным спуском имеют, как правило, меньшую погрешность, чем системы со ступенчатым спуском, что обеспечивает большую достоверность определения САД и ДАД. Отсутствие переключений (щелчков) клапана обеспечивает комфортный режим прослушивания врачом. Именно плавный спуск давления наиболее соответствует процедуре определения АД по тонам Короткова, который принят ВОЗ как стандартный для измерения АД. В системах холтеровского мониторирования и суточного мониторирования АД предпочтителен плавный спуск. К недостаткам ступенчатого способа относится необходимость для врача для каждого пациента подбирать оптимальную величину ступеньки спуска давления. Большая ступенька (быстрый спуск) увеличивает погрешность измерения (уменьшает точность), маленькая - затягивает время измерения. Увеличение времени измерения увеличивает количество бракованных измерений, доставляет дискомфорт пациенту и создает риск травмирования руки.
Заявителем не представлено доказательств того, что ступенчатый спуск обеспечивает более высокую точность.
Также, заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников электронного аукциона, что подтверждается количеством участников закупки (4 заявки), из них 3-х разных производителей: ООО "Медиком", ООО "Инкарт", ООО "Ф-маркет".
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Более того, согласно п. 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Исходя из вышесказанного, заявителем не доказано ограничение конкуренции со стороны заказчика в рамках рассмотрения жалобы согласно Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, на основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тензор" на действия заказчика - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО"), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при проведении электронного аукциона N 0122200002521003437 на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для записи множества физиологических показателей, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия - необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 июня 2021 г. N 7-1/266
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021