Резолютивная часть объявлена 16.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместитель председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Гаврилова И.А. по доверенности N б/н от 07.05.2021 г., Давыдовский С.В. по доверенности N б/н от 07.05.2021 г.;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Рябчиков В.Н. по доверенности N б/н от 11.06.2021 г., Кирьянова О.О. по доверенности N б/н от 11.06.2021 г, Овчаров А.М. по доверенности N б/н от 11.06.2021 г., Криванков А.П. по доверенности N б/н от 11.06.2021 г.
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Кочергина А.Н. по доверенности N 120 от 30.04.2020 г.,
рассмотрев жалобу от ООО "ПОСТ" (ИНН 7802610204 ОГРН: 1177847038379) от 08.06.2021 г. N5364-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба г. Сургута", Уполномоченного органа - Администрация города Сургута, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, поставка оборудования для измерения (извещение N 0187300006521001373) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ПОСТ" (ИНН 7802610204 ОГРН: 1177847038379) от 08.06.2021 г. N5364-ЭП/21 на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N 0187300006521001373) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчиком в документации не установлены ограничения и запреты допуска товаров, программ, происходящих из иностранных государств по Постановлению Правительства РФ N 878.
2. Неправомерное указание товарного знака Vocord Traffic.
3. Неправильное описание объекта закупки; разъяснения Заказчика изменили суть документации.
4. Ограничение конкуренции в связи с установлением избыточных требований, который соответствует комплекс Vocord Traffic.
5. Несоответствие документации документам национальной системы стандартизации в части диапазона температур работы комплекса, кабеля оптического.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно техническому заданию, Заказчику требуется: Программно-аппаратный комплекс фиксации нарушений ПДД Vocord Traffic или эквивалент.
В ЕИС по данной закупке заказчиком/уполномоченным органом размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование).
Заявитель указывает, что товар производства ООО "ТБДД" "Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4"", сведения о котором содержатся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878) (номер реестровой записи - РЭ-848/21) соответствует условиям технического задания, а, следовательно, Обоснование составлено неправомерно.
Согласно извещению заказчиком/уполномоченным органом установлены следующие коды по ОКПД2/КТРУ:
26.51.66.190
В силу пунктов 3-5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
3(1). Установить, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр или произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующих признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, а для радиоэлектронной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, - акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом государства - члена Евразийского экономического союза, с указанием в таком акте информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
4. Установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
5. Установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеются следующие коды по ОКПД2 (выдержка):
26 |
Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года) |
Таким образом, установлено, что ограничения по Постановлению Правительства РФ N 878 распространяются на данную закупку.
Согласно пунктам 2-6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
3. Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
4. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
5. Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком размещено обоснование невозможности установления ограничений по Постановлению N 878, Заявитель считает, что товар, содержащийся в Реестре согласно Постановлению N 878 имеется, является подходящим под требования описания объекта закупки настоящего аукциона.
Комиссия Управления установила, что в Реестре имеется информация по следующему товару:
РЭ-848/21 |
26.04.2021 |
26.51.66 |
Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4" |
Радиоэлектронная продукция |
ООО "ТБДД" |
Заявитель жалобы также представил в материалы дела описание типа средств измерения на комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4" (Приложение к приказу Федеральному агентству технического регулирования и метрологии от 23.12.2020 г. N 2227), по которому все ключевые метрологические и технические характеристики комплекса являются подходящими к характеристикам Технического задания.
На заседании комиссии по рассмотрению настоящей жалобы Заказчик пояснил, что товар "Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4"" является подходящим под требования технического задания, однако, ввиду того, что такой товар в реестр только один, Заказчик не стал устанавливать ограничения по 878 Постановлению дабы не сузить количество возможных участников закупки, вместе с тем, Комиссия Управления считает, что статья 14 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ N 878 принято и должно применяться для защиты отечественных производителей радиоэлектронной продукции, поддержания конкурентоспособности Российского рынка и не должно формально не учитываться при закупках государственными/муниципальными заказчиками.
В Обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчика данная модель (Азимут 4) не указана, несмотря на его наличие в Реестре.
В силу вышеизложенного, Заказчиком нарушено положение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что продукция, подходящая под требования Заказчику, содержится в Реестре согласно Постановлению N 878, следовательно, обоснование невозможности составлено неправомерно, неправомерно не установлено ограничения на допуск иностранных товаров согласно приведенному Постановлению N 878.
Таким образом, довод Заявителя в части несоблюдения положений Постановления Правительства РФ N 878 является обоснованным.
Заказчиком нарушено положение части 3 статьи 7, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Заявитель указывает, что заказчиком не раскрыт показатель эквивалентности программно-аппаратного комплекса фиксации нарушений ПДД Vocord Traffic.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в техническом задании указаны следующие значимые для заказчика характеристики товара:
Способ измерения скорости ТС - комбинированный; Возможность объединения двух однотипных Комплексов для измерения средней скорости движения ТС с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверки; Автоматическая привязка измеренной скорости к изображению соответствующей цели; Принцип измерения мгновенной скорости ТС радиолокационный; Возможность одновременного измерения скоростей нескольких целей в зоне контроля; Круглосуточное функционирование; Обеспечение защищенного доступа с помощью web-интерфейса: - обеспечивается авторизация пользователя (обеспечение разграничение прав доступа к настройке и управлению): а) Администратор - имеет права учета записи Оператор/Пользователь, а также права по настройке оборудования, диагностике, контролю функционирования и управлению пользователями б) Оператор/Пользователь - осуществляет контроль работы комплекса, наблюдения за дорожной обстановкой, доступ к журналам, права проведения поиска по журналу и просмотр информации о зафиксированных ТС. - обеспечивается возможность обзора дорожной обстановки на рубеже контроля в режиме реального времени. - обеспечивается возможность получения в режиме реального времени изображения зафиксированных комплексом ТС. В данном разделе отображается фотоизображение последнего зафиксированного ТС, государственный регистрационный знак, скорость, направление движения относительно направления камеры комплекса, информация о комплексе (наименование, серийный номер, номер и срок действия свидетельства о поверке), координаты места установки, местоположение. - для пользователя с правами Администратора обеспечиваются следующие функции: а) возможность включения, а также отключения фиксации ТС; б) перезагрузка комплекса. в) указание места установки комплекса и направления движения для попутных и встречных ТС г) настройка разметки зоны контроля: - ограничение скорости для встречных и попутных ТС; - разметка полос движения ТС; - определение зоны контроля; - отключение выбранных зон, не подлежащих фиксации, в зависимости от рубежа контроля; - включение и отключение; фиксации определенных событий на полосе фиксации; - установка "виртуальной" стоп-линии - настройка движения по полосам; Наличие объектива, обеспечивающего контроль полос дорожного движения для каждого направления; Наличие обзорной камеры; Устройство обработки и хранения данных или вычислитель с энергонезависимым накопителем данных; Оборудование метрологически аттестовано в системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации, в соответствии с Приказом МВД N1014 от 08.11.2012 должно являться средством измерения скорости и времени иметь соответствующее свидетельство о поверке. Предусмотрена возможность метрологической поверки в процессе эксплуатации без полного демонтажа устройства. Работа комплекса в диапазоне температур от -50 до +50 °С. Контроль всех полос движения ТС по всем направлениям.
Комплект поставки: - фоторадарный блок для фиксации нарушений (в т.ч. измерения скорости движения ТС) - 9 шт.; - обзорная камера для фиксации сигналов светофора 6 шт.
Материалы в комплекте: Соединительный кабель UTP: Количество - 780 м; Материал жилы: медь; Материал изоляции: полиэтилен; Материал оболочки: полиэтилен; Температура эксплуатации: от -60 _. +70°С.
Кабель оптический: Количество - 400 м; Рабочий диапазон температур: -60... +70°С.
Колодец телекоммуникационный: Количество - 20 шт.; Наличие смотрового устройства с выводом люка на поверхность.
Труба полиэтиленовая: Количество - 530 м; Наружный диаметр: 63 мм. Материал: полиэтилен.
ПО Vocord Traffic или эквивалент: Распознавание ГРЗ в любое время суток, в том числе при полном отсутствии внешнего освещения; Автоматическая синхронизация встроенных часов Комплекса с сервером точного времени и с системой спутниковой навигации; Наличие пользовательского интерфейса, позволяющего Заказчику самостоятельно (без помощи технической поддержки) осуществлять настройку и перенастройку Комплекса; Защита ПО от преднамеренных или непреднамеренных изменений аттестована в системе Федерального агентства по техническому регулированию и иметь уровень "высокий" по Рекомендациям Р 50.2.077-2014; Экспортированные в машиночитаемый формат данные имеют электронную цифровую подпись по ГОСТ Р 34.10-2012. |
Диапазон измерения скоростей ТС: -нижний предел диапазона - не более 20 км/ч. -верхний предел диапазона - не менее 250 км/ч.; Максимальная дальность измерения мгновенной скорости движения транспортных средств - не менее 55 м; Срок хранения данных о прошедшем транспорте через зону контроля - не менее 30 суток; Срок хранения данных о нарушениях - не менее 30 суток; Средняя наработка изделия на отказ - не менее 30 000 часов; Средний срок службы - не менее 5 лет.
Материалы в комплекте: Соединительный кабель UTP: Количество жил не менее 8; Сечение жилы: не менее 0.52 мм2; Количество пар: не менее 4; Категория: не ниже 5Е.
Кабель оптический: Количество волокон не менее 32; Максимальная масса кабеля - не более 130 кг/км.
Колодец телекоммуникационный: Высота: не менее 620 мм; Диаметр: не менее 575 мм; Масса: не более 9 кг.
Труба полиэтиленовая: Толщина стенки: не менее 3 мм.
ПО Vocord Traffic или эквивалент: Вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся /неподвижных) - не менее 90 %; Вероятность условного распознавания ГРЗ ТС (движущихся / неподвижных) - не менее 92%. |
На заседании комиссии по рассмотрению настоящей жалобы представители заказчика сообщили, что иные характеристики не являются значимыми для них и могут быть представлены в любом виде, при общей применимости товара по указанным характеристикам.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов, свидетельствующих об обоснованности своего довода.
Комиссия Управления не усматривает нарушений в данном аспекте рассмотрения жалобы, довод не обоснован.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу частей 3-5 статьи 65 закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявитель утверждает, что в техническом задании указана только одна функциональность оборудования - "измерение скорости", однако исходя из характеристик он предполагает, что заказчику необходимо также и фиксирование правил проезда перекрестков.
Комиссией Управления установлено, что заказчиком 03.06.2021 размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 03.06.2021 NРД1.
Исходя из разъяснения следует, что оборудование приобретается с целью фиксации нарушений правил дорожного движения и уменьшения количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В связи с этим установленное на объекте оборудование (комплекс) должно обеспечивать выявление следующих нарушений согласно правил дорожного движения РФ:
КоАП РФ, статья 12.9. - Превышение установленной скорости движения;
КоАП РФ, статья 12.15. - Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;
КоАП РФ, статья 12.12. - Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;
КоАП РФ, статья 12.16. - Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;
КоАП РФ, статья 12.14. - Нарушение правил маневрирования.
Количество фоторадарных блоков и видеокамер определено из расчёта:
необходимости фиксации и отслеживания полного трека движения транспортных средств, совершающих правонарушения, для формирования доказательной базы;
ширины проезжих частей и местами расположения стационарных столбов системы городского освещения;
отсутствием возможности установки дополнительных опор ввиду перегруженности перекрестка подземными коммуникациями.".
Заявитель указывает, что разъяснения изменили суть закупаемого объекта закупки.
Однако, Комиссия Управления считает, что, исходя из положений технического задания (ниже приведены релевантные положения из технического задания) следует, что данный комплекс фиксации нарушений ПДД предусматривает выявление нарушений, указанных в разъяснении, однако в разъяснении конкретные нарушения ПДД указаны более понятно, вместе с тем, суть закупки не изменилась.
Выдержка из технического задания:
"- для пользователя с правами Администратора обеспечиваются следующие функции:
а) возможность включения, а также отключения фиксации ТС;
б) перезагрузка комплекса.
в) указание места установки комплекса и направления движения для попутных и встречных ТС
г) настройка разметки зоны контроля:
- ограничение скорости для встречных и попутных ТС;
- разметка полос движения ТС;
- определение зоны контроля;
- отключение выбранных зон, не подлежащих фиксации, в зависимости от рубежа контроля;
- включение и отключение; фиксации определенных событий на полосе фиксации;
- установка "виртуальной" стоп-линии
- настройка движения по полосам;
Наличие объектива, обеспечивающего контроль полос дорожного движения для каждого направления;
Наличие обзорной камеры".
Довод Заявителя жалобы является необоснованным.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик пояснил, что Заказчик установил конкретное требование по количеству видеодатчиков с целью фиксации транспортного средства на проезжей части с противоположных направлений без указания количества полос движения охватываемой 1 камерой на основании предложений различных производителей, которые также в своих комплексах используют 2 камеры для фиксации транспортных средств с различных ракурсов, тем самым обеспечивая доказательную базу 2-мя снимками автомобиля: во время заезда за стоп-линию и во время выезда с перекрестка в противоположном направлении.
Комиссия Управления соглашается с Заказчиком в данной части и отмечает, что первоочередное условие - удовлетворение потребности заказчика, в данном случае, излишних требований к закупаемому товару не выявлено, Заявителем не доказано, более того, Заказчик обосновал потребность в двух камерах. Довод Заявителя не обоснован.
5. Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель указывает, что положения технического задания относительно диапазона температур работы комплекса и кабеля оптического не соответствуют пункту 6.2.1 ГОСТ Р 57144-2016 и отсылочному ГОСТ 22261-94.
Однако, применение национальной системы стандартизации не является императивной нормой для Заказчика, согласно пояснениям, Заказчик при подготовки аукционной документации в части определения требований к работе оборудования в диапазоне температур обоснованно изменил требования, руководствуясь исключительно 5 климатической зоной:
1. Работа комплексов в диапазоне температур от - 50 до + 50°С.
г. Сургут ХМАО-Югры относится к 5 климатической зоне (установленный диапазон от -30 до +50°С), нижний зарегистрированный предел температуры на данной территории -62°С, что позволило улучшить характеристики Заказчику.
2. Соединительный и оптический кабель с температурой эксплуатацией от -60 до +70°С.
Согласно практике эксплуатации кабельных линий, в данном регионе при низких температурах присутствуют проблемы, связанные с повышенной ветровой и снеговой нагрузкой, что в свою очередь вызывают повреждение оболочки кабельных линий связи, приводящие к обрыву и выходу из эксплуатации линий связи.
Верхний предел диапазона установлен Заказчиком в связи с тем, что оборудование находится в защитном корпусе, а линии связи находятся на открытом воздухе, что проявляется высоким нагревом под солнечным излучением, что в свою очередь вызывает повреждение оболочки кабельных линий связи.
Заказчик, устанавливая улучшенные характеристики к материалам, не ограничивает конкуренцию, так как на рынке существует более 2 производителей продукции с данными характеристиками:
- производители соединительного кабеля: ООО "Паритет" марки ParLan; ЗАО "КАТЭЛ" марки Lan U/UTR cat 5е V/PE Lan F/UTR cat 5e V/PE LAN кабель SF/UTR cat5e.
- производители оптического кабеля: ООО "Оптен" марки ДПС, СПС, ДАС, САС; СЗАО "Белтелекабель" марки ОКСНМ.
Установлено, что согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 57144-2016 Технические средства автоматической фотовидеофиксации разрабатывают и изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ Р 8.654, ГОСТ Р 8.674, ГОСТ 22261, технических заданий (ТЗ), технических условий (ТУ) и/или стандартов организаций (СТО), утвержденных и согласованных в установленном порядке.
Согласно пункту 6.2.1. ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением" значения влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения и предельных условиях транспортирования технических средств автоматической фотовидеофиксации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261 и устанавливаться в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
В таблице 2 ГОСТ 22261-94 "Средства измерений электрических и магнитных величин" указаны рабочие условия применения (климатические воздействия) измерительных приборов, однако в пункте 4.4.1 сказано, что по согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовлять средства измерений для применения в более широком диапазоне рабочих температур и влажности, чем это нормировано для конкретной группы по таблице 2.
Комиссия Управления не видит причины, почему улучшенные показатели не должны применяться для приобретения товаров для государственных и муниципальных нужд.
Довод Заявителя является необоснованный.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
Жалоба ООО "ПОСТ" (ИНН 7802610204 ОГРН: 1177847038379) от 08.06.2021 г. N5364-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПОСТ" (ИНН 7802610204 ОГРН: 1177847038379) от 08.06.2021 г. N5364-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба г. Сургута", Уполномоченного органа - Администрация города Сургута, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, поставка оборудования для измерения (извещение N 0187300006521001373) частично обоснованной (первый довод является обоснованным).
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба г. Сургута" нарушение положений части 3 статьи 7, части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 июня 2021 г. N 086/06/14-919/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021