Резолютивная часть объявлена 21.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - отсутствовал, извещен надлежащим образом,
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Пешкова Л.В. по доверенности N 18 от 18.06.2021 г., Мозохин С.В. по доверенности N 19 от 18.06.2021 г.,
рассмотрев жалобу от ИП Гаджиахмедова Юсупа Алимутаевича (ИНН 051404016680 ОГРН: 316861700111981) от 15.06.2021 г. N5555/21 на действия Заказчика - Администрация городского поселения Барсово, при проведении электронного аукциона, предметом которого является, содержание объектов дорожного хозяйства городского поселения Барсово (извещение N 0187300014621000003) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Гаджиахмедова Юсупа Алимутаевича (ИНН 051404016680 ОГРН: 316861700111981) от 15.06.2021 г. N5555/21 на действия Заказчика (извещение N 0187300014621000003).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. В техническом задании и Приложении N 4 аукционной документации по объему работ с 01.06.2022 по 14.10.2022 и с 16.04.2023 по 31.05.2023 г. выявлено несоответствие, в части того, что за 4,5 месяца объем работ меньше, чем за 1,5 месяца. (Примечание Комиссии Управления: насколько поняла Комиссия Управления данный довод).
2. Цитата: Периоды выполнения работ (прописанные в пункте 1.4 проекта контракта) в техническом задании находятся в хаотическом порядке.
3. Согласно пункта 4.6. Технического задания и пунктов 3Д. 11,3.1.29 не допускается складирования снега (в зимний период) и мусора (в летний период) на обочинах автодорог и тротуарах. Обязаны обеспечить незамедлительный вывоз снега на полигон складирования снега и мусора к месту (площадке) накопления ТКО. Что противоречит пункту 3.1 и Приложению N4 к проекту контракта, сбор мусора не поименован в составе работ ни по зимнему содержанию объектов дорожного хозяйства ни по летнему содержанию объектов дорожного хозяйства ни в контракте, ни в приложениях к нему. А количество сгребаний с дорог и остановок снега с формированием снежного вала не соответствует количеству очисток обочин, остановок, тротуаров с уборкой снежных валов. Что может привести к претензиям заказчика об ненадлежащем исполнении обязательств предусмотренных контрактом, понуждению подрядчика к выполнению скрытых работ без оплаты этих работ.
4. Согласно 4.9. Технического задания и 3.1.28. Проекта контракта "Для оперативного принятия мер по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и обеспечению качества содержания автомобильных дорог, организовать:
1) в летний период:
- круглосуточное дежурство ремонтных бригад в выходные и праздничные дни".
Виды работ и объем(количество) в месяц летнего содержания объектов дорожного хозяйства не дают право заказчику обязать поставщика(подрядчика) организовать круглосуточное дежурство ремонтных бригад в выходные и праздничные дни. Ремонтные работы не охватываются предметом контракта, техническим заданием, приложением N4.
5. Заказчик исключил понятие этапы в пункте 6 Ответственность сторон проекта контракта полностью, хотя Закупка: N0187300014621000003 "На оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства городского поселения Барсово" состоит из: летнего содержания объектов дорожного хозяйства, зимнего содержания объектов дорожного хозяйства, разных не всегда взаимосвязанных между собой видов работ(услуг), материалов в составе работ, помесячно. Заранее ухудшив положение поставпщка(подрядчика).
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1-2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация о закупке в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления (далее - КУ) установлено, что в техническом задании, проекте контракта Заказчиком указан объем выполняемых работ последующим исполнителем с разбивкой на летнее и зимнее содержание объектов дорожного хозяйства с 2021 по 2023 гг.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Действительно, объем работ в период с 01.06.2022 по 14.10.2022 и с 16.04.2023 по 31.05.2023 г. является соотносимым, и заявителем жалобы верно указано, что объем работ за 1,5 месяца с 16.04.2023 по 31.05.2023 г. такой же как и объем работ за 4,5 месяца с 01.06.2022 по 14.10.2022. Однако, в чем нарушение Заказчика в данном случае Заявителем жалобы не указано, на рассмотрение жалобы ИП Гаджиахмедов Ю.А. или его представитель также не подключался/не прибыл.
Указанные объемы работ являются потребностью Заказчика, нарушений в данном обстоятельстве не выявлено.
Довод Заявителя является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Заявитель утверждает, что периоды выполнения работ (прописанные в пункте 1.4 проекта контракта) в техническом задании находятся в хаотическом порядке.
В пункте 1.4 проекта контракта указано, что 1.4. Стороны договорились, что летним считать период с июля 2021 года по "14" октября 2021 года, с "16" апреля 2022 года по "14" октября 2022 года, с "16" апреля 2023 года по "31" мая 2023 года, зимним считать период с "15" октября 2021 года по "15" апреля 2022 года, с "15" октября 2022 года по "15" апреля 2023 года.
В техническом задании указаны периоды содержания дорог в летние и зимние периоды, начиная с 2021 по 2023 гг.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Хаотичного порядка периодов Комиссией Управления не выявлено, Заявителем жалобы иного не доказано.
Довод Заявителя является необоснованным.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 4.6 Технического задания (далее - ТЗ) указано: "Недопущение складирования снега (в зимний период) и мусора (в летний период) на обочинах автодорог и тротуарах. Обеспечение незамедлительного вывоза снега на полигон складирования снега и мусора к месту (площадке) накопления ТКО, недопущение вывоза снега и мусора в несанкционированные места".
В пункте 3.1.11 проекта контракта указано, что "Исполнитель обязан: не допускается складирование снега (в зимний период) и мусора (в летний период) на обочинах автодорог и тротуарах. Необходимо обеспечить незамедлительный вывоз снега и мусора в согласованные сроки. Не допускается вывоз снега и мусора в несанкционированные места".
В пункте 3.1.29 проекта контракта указано, что "Исполнитель обязан обеспечивать незамедлительный вывоз снега на полигон складирования снега и мусора к месту (площадке) накопления ТКО, не допускать вывоз снега и мусора в несанкционированные места".
Установлено, что в Приложении N 4 к проекту контракта, ТЗ не указан такой вид работ как сбор и погрузка мусора.
На заседании комиссии по рассмотрению настоящей жалобы, представители заказчика пояснили, что сбор мусора будет производиться работниками МКУ "АХУ" г.п. Барсово, данное положение также отражено в ответе на разъяснения на положений аукционной документации от 07.06.2021 г.
Таким образом, вывоз мусора будет производиться по его предварительному сбору и загрузке иной организацией.
Наложение штрафных санкций на исполнителя по данной закупке возможно лишь по причине его своевременного не вывоза, в случае если мусор предварительно собран и погружен в транспортное средство исполнителя.
Комиссия Управления не усматривает нарушений у Заказчика по данному обстоятельству, однако рекомендует более ясно отражать в проекте контракта, ТЗ положения о разграничении полномочий между исполнителем и иной организацией.
По части довода о сгребании с дорог и остановок снега и очисток обочин, остановок тротуаров Заявителем не приведено доказательств несоответствия положений в ТЗ, на заседание комиссии по рассмотрению жалоб представитель заявителя жалобы не явился, позицию не обосновал.
По данному доводу, Комиссией Управления также учтено то обстоятельство, что в закупке участвовало два лица, жалоб по данному вопросу от них не поступало.
Довод Заявителя является необоснованным.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не приведено доказательств, почему Заказчик не имеет права требовать круглосуточное дежурство ремонтных бригад в выходные и праздничные дни, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Управления считает, что для качественного оказания услуг по содержанию автодорог в надлежащем виде дежурство дорожных работников не является ограничивающим конкуренцию фактором.
Довод Заявителя является необоснованным.
5. Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с пунктами 2-3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В проекте контракта данной закупки относительно установления порядка ответственности сторон указано (п. 6.3):
- За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб. (определяется в порядке, установленном постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Вместе с тем, согласно ТЗ Заказчику требуется выполнение работ в летний период 2021 г., зимний период 2021 г., летний период 2022 г., зимний период 2022 г., летний период 2023 г., зимний период 2023 г., таким образом, Заказчиком установлена этапность работ в периодах (2021 г., 2022 г., 2023 г.) определен объем работ за каждый период, исходя из которого, по мнению Комиссии Управления, в целях разумного подхода к гражданским правоотношениям и пресечению необоснованных штрафных санкций, следует указать в проекте контракта, что штраф будет исчисляться в размере 5 процентов цены этапа Контракта в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчик нарушил положение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания в части направления победителю закупки проекта контракта с указанием положений, изложенных выше (в пятом доводе).
Жалоба ИП Гаджиахмедова Юсупа Алимутаевича (ИНН 051404016680 ОГРН: 316861700111981) от 15.06.2021 г. N5555/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гаджиахмедова Юсупа Алимутаевича (ИНН 051404016680 ОГРН: 316861700111981) от 15.06.2021 г. N5555/21 на действия Заказчика - Администрация городского поселения Барсово, при проведении электронного аукциона, предметом которого является, содержание объектов дорожного хозяйства городского поселения Барсово (извещение N 0187300014621000003) частично обоснованной (пятый довод является обоснованным).
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация городского поселения Барсово нарушение положений части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Администрация городского поселения Барсово обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 июня 2021 г. N 086/06/34-948/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021