Резолютивная часть объявлена 22.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя -посредством видеоконференц-связи Ефименко Ю.А. по доверенности N 2 от 09.11.2020;
от Заказчика - посредством видео-конференц-связи Молотков С.П. по доверенности N 17 от 15.06.2021, Цылина М.Ю. по доверенности N 18 от 15.06.2021, Зюбин А.А. по доверенности N
17 от 15.12.2020 г.;
от Уполномоченного органа - посредством видео-конференц-связи Козырева И.В. по доверенности N б/н от 08.06.2021,
рассмотрев жалобу ООО "ЗапСибАвто" (ИНН 7224046847 ОГРН: 1127232002083) от 15.06.2021 г. N5576-ЭП/21 на действия Заказчика - Департамент дорожного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам (извещение N 0187200001721000729) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ЗапСибАвто" (ИНН 7224046847 ОГРН: 1127232002083) от 15.06.2021 г. N5576-ЭП/21 на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам (извещение N 0187200001721000729).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчиком неверно определен порядок оценки нестоимостных показателей, в части подлежащих оценке исполненных контрактов без штрафов, пеней, неустоек.
2. По мнению заявителя, Заказчиком непонятно описано максимальное предложение по контрактам (оцениваются одно или несколько транспортных средств, контрактов).
3. Заказчиком неправомерно указано в конкурсной документации использование природного газа в качестве моторного топлива.
4. Заказчиком неправомерно в конкурсной документации указаны требования к году выпуска транспортных средств.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пунктам 10-11 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.
Исследовав конкурсную документацию, Комиссией было установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе изложены заказчиком в Приложении N1 к части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" конкурсной документации, в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1 к части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
N п/п |
Показатели критерия |
Шкала оценки / предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение характеристик (в баллах) |
Значимость |
1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема В рамках показателя будет рассматриваться наибольший положительный опыт выполнения аналогичных работ по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по информации о количестве исполненных контрактов (договоров) с приложением документов, подтверждающих исполнение (контракты и/или договоры, акты выполненных работ) за последние 5 (пять) лет с даты объявления данного конкурса. Цена контракта учитывается не в совокупности представленных участниками контрактов, а каждого отдельно взятого контракта. При оценке показателя учитываются ранее исполненные контракты (договоры), цена каждого из которых должна составлять не менее 25 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс. Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Оценивается на основании представленной участником закупки информации подтверждающей опыт участника по успешному выполнению аналогичных работ с указанием наименования заказчика, объекта закупки, цены заключенного контракта (договора), реестрового номера закупки /реестрового номер контракта (договора), содержащихся и не содержащихся в реестре контрактов (договоров) и документов подтверждающих их исполнение (контракты и/или договоры, акты выполненных работ), в соответствии с приложением N 1 Предложения участников оцениваются на основании представленных комплектов документов по формуле: (Кi/Kmax)*100 *КЗ, где Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается Кmax - максимальное предложение КЗ - коэффициент значимости показателя |
|
0,5 |
Учитывая, что целью установления порядка оценки является выявление более квалифицированного участника, в последующем исполнителя, позволяющее конкурсной комиссии Заказчика выявить лучшие предложения исполнения государственного контракта, то использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, а направлены, прежде всего, согласно пояснениям Заказчика, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
В связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе по неистоимостным показателям установлены с целью определения наилучших показателей для Заказчика.
Довод жалобы является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пунктам 10-11 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Постановления Правительства РФ N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1 к части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
N п/п |
Показатели критерия |
Шкала оценки / предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение характеристик (в баллах) |
Значимость |
1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема В рамках показателя будет рассматриваться наибольший положительный опыт выполнения аналогичных работ по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по информации о количестве исполненных контрактов (договоров) с приложением документов, подтверждающих исполнение (контракты и/или договоры, акты выполненных работ) за последние 5 (пять) лет с даты объявления данного конкурса. Цена контракта учитывается не в совокупности представленных участниками контрактов, а каждого отдельно взятого контракта. При оценке показателя учитываются ранее исполненные контракты (договоры), цена каждого из которых должна составлять не менее 25 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс. Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Оценивается на основании представленной участником закупки информации подтверждающей опыт участника по успешному выполнению аналогичных работ с указанием наименования заказчика, объекта закупки, цены заключенного контракта (договора), реестрового номера закупки /реестрового номер контракта (договора), содержащихся и не содержащихся в реестре контрактов (договоров) и документов подтверждающих их исполнение (контракты и/или договоры, акты выполненных работ), в соответствии с приложением N 1 Предложения участников оцениваются на основании представленных комплектов документов по формуле: (Кi/Kmax)*100 *КЗ, где Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается Кmax - максимальное предложение КЗ - коэффициент значимости показателя |
|
0,5 |
Заявитель указывает, что показатель приложения N 1 к конкурсной документации не содержит четких критериев оценки заявки участника закупки по критерию "Успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема". Так в п. 1 "Показатели критерия" указана формула, на основании которой оценивается данный критерий, указано:
(Ki|Kmax)*100-КЗ, где
Ki- предложение участника, заявка которого оценивается.
Kmax- максимальное предложение
КЗ коэффициент значимости показателя.
При этом показатель "Kmax-максимальное предложение" не конкретизирован- максимальное значение чего (каков предмет)? По каждому контракту или по одному из оцениваемых?
Исходя из указаний положения оценивания конкурсной документации Комиссия Управления приходит к выводу, что оценке подлежит общее количество представленных контрактов, подходящих под условия Заказчика.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель Заказчика подтвердил позицию Комиссии Управления.
Также, Заявитель указывает, что в пункте 2 приложение N 1 к конкурсной документации по критерию "обеспеченность участника материально-техническими ресурсами_." также непонятно как будут оцениваться показатели по одному транспортному средству, заявленному в заявке потенциального поставщика или по всем транспортным средствам.
Комиссия Управления считает, что в данном случае оценке подлежат все транспортные средства в совокупности, представленные участником по форме приложения N 3 конкурсной документации.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель Заказчика подтвердил позицию Комиссии Управления.
Таким образом, довод жалобы является необоснованным, кроме того, участник мог воспользоваться запросом на разъяснения положений конкурсной документации для уточнения неясной для него показателей.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пунктам 10-11 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Постановления Правительства РФ N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункта 2.1.6. приложения N1 к конкурсной документации указан критерий "использование природного газа в качестве моторного топлива".
Заявитель считает, что установление данного критерия не целесообразно, так как единственная газовая заправка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре находится в г. Сургут, что не позволит перевозчику заправлять транспортные средства.
Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с Заявителем в доводе, что включение в шкалу для оценки критериев при сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе такого показателя, как "использование природного газа (компримированный природный газ) в качестве моторного топлива", ограничивает принцип соблюдения конкуренции. Данный показатель принцип федерального законодательства к оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе не отменяет и иным образом, снижающим уровень качества транспортного обслуживания не изменяет, что действительно могло бы свидетельствовать о противоречии федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются не только по таким критериям, как количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя; опыт осуществления регулярных перевозок, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами; но и по влияющим на качество перевозок характеристикам транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, а также по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, не является исчерпывающим, на что указывает использование законодателем в контексте редакции пункта 3 части 3 названной статьи термина "и иные характеристики", а также термина "качество перевозок".
Качество как социально-экономическая категория и мера соответствия предоставляемых услуг условиям и требованиям стандартов, запросов потребителей проявляется в надежности, безопасности, доступности, комфортности и экологичности предоставляемых услуг.
Применительно к транспортному средству, используемому для транспортных перевозок пассажиров, комфортность слагается из совокупности характеристик транспортных услуг, обусловливающих создание необходимых условий обслуживания, и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р51006-96) и достигается не только оснащенностью транспортного средства кондиционером и средствами информирования пассажиров, наличием низкого пола в транспортном средстве, системой безналичной оплаты проезда пассажиров и багажа, оборудованием для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, но и использованием для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок транспортных средств, относящихся к высоким экологическим классам.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"), экологический класс, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, обязателен для всех транспортных средств.
Предельные значения, при которых выбросы автомобиля могут соответствовать экологическому классу, установлены Правилами ЕЭК ООН N 83-05 и 83-06, вступившими в силу с 9 декабря 2010 года.
На повышение доли использования экологически чистых видов топлива направлено осуществление мероприятий в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, поручение Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 года N Пр-1277).
Из этого исходит и законодатель, требуя включение в конкурсную документацию сведений о характеристиках транспортных средств, в реестры маршрутов регулярных перевозок, в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сведений о видах транспортных средств и классов транспортных средств, об экологических характеристиках транспортных средств, используемых для перевозок по маршруту регулярных перевозок (статьи 24, 26 и 27 Федерального закона Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Комиссия Управления принимает во внимание и Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 года N НА-19-р, которым качество транспортного обслуживания населения также поставлено в зависимость от доли транспортных средств высокого экологического класса.
На основании вышеизложенного комиссия Управления определила, что перевозчики могут использовать природный газ в качестве моторного топлива при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Довод Заявителя является необоснованным.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пунктам 10-11 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Постановления Правительства РФ N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с подпунктом б) пункта 4 Постановления Правительства N1085 от 28.11.2013 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 приложения N 1 к части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
2.2. |
Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте. Оценивается на основании представленной участником закупки информации и свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и/или паспорта транспортного средства (ПТС) о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте, в соответствии с приложением N 3 |
50 |
менее 1 год |
50 баллов |
|
от 1 до 3 лет |
30 баллов |
|
от 3 до 5 лет |
10 баллов |
|
от 5 лет до 10 лет (включительно) |
0 баллов |
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ от 13.08.2015 (в ред. от 08.06.2020) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 17-19 части 1 статьи 3 220-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;
19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 21 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Таким образом оспариваемый конкурс проводится Заказчиком на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам, следовательно Заказчик вправе применять положение о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 и Федерального закона 220-ФЗ от 13.08.2015 (в ред. от 08.06.2020), а положение пункта 4 части 3 статьи 24 220-ФЗ не является обязательным для применения Заказчиком.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрены восемь показателей, раскрывающих содержание критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и учитывающие особенности оценки закупаемых работ, в том числе показатель "Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте", оценивается на основании представленной участником закупки информации и свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и/или паспорта транспортного средства (ПТС) о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что показатель " Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте..." критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не находит своего подтверждения, поскольку:
- во-первых, часть 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, а не показателей, раскрывающих содержание данных критериев. В свою очередь количество и наименование таких показателей отдается законодателем на усмотрение заказчика;
- во-вторых, показатель " Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте..." критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", как это и предусмотрено пунктом 10 Правил, учитывает особенности оценки закупаемых услуг и, несомненно, характеристики объекта закупки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В качестве подтверждения по показателю " Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте..." участник конкурса предоставляет в составе заявки: свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и/или паспорта транспортного средства (ПТС) о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте.
В соответствии с приложением N 1 к части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" аукционной документации Заказчиком установлены следующие характеристики транспортных средств, влияющих на качество регулярных перевозок:
2.1.1 |
Наличие оборудования для перевозок лиц с ограниченными возможностями передвижения (оборудование для заезда и крепления инвалидной коляски) |
Наличие - 10 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.2 |
наличие кондиционера; |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.3. |
Наличие низких ровных площадок пола в районе одной и более входной двери ("низкий пол" в районе входной двери и накопительной площадки для размещения стоячих пассажиров) |
Наличие - 10 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.4. |
Наличие двухкамерного стеклопакета |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.5. |
Наличие дополнительных независимых отопителей салона |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.6. |
Использование природного газа (компримированный природный газ) в качестве моторного топлива |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.1.7. |
Система безналичной оплаты проезда пассажиров и багажа |
Наличие - 10 баллов Отсутствие - 0 баллов |
|
|
2.2. |
Сведения о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте. Оценивается на основании представленной участником закупки информации и свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и/или паспорта транспортного средства (ПТС) о годе выпуска транспортных средств, заявленных на маршруте, в соответствии с приложением N 3 |
50 |
|
|
менее 1 год |
50 баллов |
|
||
от 1 до 3 лет |
30 баллов |
|
||
от 3 до 5 лет |
10 баллов |
|
||
от 5 лет до 10 лет (включительно) |
0 баллов |
|
||
Сумма величин значимости показателей |
1 |
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя) количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi).
В соответствии с пунктом 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил.
Так, согласно пункту 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Из анализа конкурсной документации следует, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе по приведенному выше показателю нестоимостного критерия оценки заявок установлен Заказчиком строго в соответствии с приведенным пунктом 23 Правил.
На основании вышеуказанного Комиссия Управления приходит к выводу, что для Заказчика является значимым год выпуска транспортного средства в целях оказания услуг по перевозке граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на наиболее новых транспортных средствах.
Кроме того Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее:
- требование к указанию года выпуска транспортного средства является наиболее объективным и прозрачным при проверке соответствия представленной информации участниками закупки в действительности;
- в то же время, проверка даты начала эксплуатации транспортного средства является более длительным и трудоемким процессом, требует выяснения дополнительных обстоятельств об условиях эксплуатации.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы является необоснованными.
Жалоба ООО "ЗапСибАвто" (ИНН 7224046847 ОГРН: 1127232002083) от 15.06.2021 г. N5576-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "ЗапСибАвто" (ИНН 7224046847 ОГРН: 1127232002083) от 15.06.2021 г. N5576-ЭП/21 на действия Заказчика - Департамент дорожного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам (извещение N 0187200001721000729) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
ОАО "ЕЭТП" |
117312 Москва,пр-т 60-тия Октября,д.9 |
2 |
Департамент дорожного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
628011 , г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 5, корпус А |
3 |
Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.14А |
4 |
ООО "ЗапСибАвто" |
625043, г. Тюмень, ул. Щербакова, 119, строение 7, помещение 4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 июня 2021 г. N 086/06/32-949/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021