Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии 16.06.2021 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заявителя - ООО "Нау-сервис" (далее - Заявитель) <_>,
представителей заказчика - Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Заказчик): <_>,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>,
представителя участника закупки ИП <_>
на заседании Комиссии 17.06.2021 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заявителя <_>
представителя Заказчика <_>,
представителей Уполномоченного учреждения: <_>,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения конкурсной документации N зз-22043 - 2021 "Шифр: 94-2021-нр1770. Поставка, установка, настройка и техническое сопровождение программного комплекса для обеспечения функционирования цифровой платформы Центра опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" подпрограммы "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования")" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121005824, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N3753э).
Согласно жалобе, нестоимостные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок; в Конкурсной документации содержится неправомерное требование о том, что Система электронного документооборота должна быть реализована на основе программного обеспечения собственной разработки исполнителя; в Конкурсной документации неправомерно включены в объект закупки услуги, связанные с подсистемой "Документооборот ЦОПП (СЭД)", а также с иными информационными подсистемами.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что не согласен с обжалуемыми положениями Конкурсной документации, при этом даже если бы обжалуемые критерии оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствовали, то Заявитель все равно не смог бы принять участие в Конкурсе. По мнению Заявителя, услуги, связанные с подсистемой "Документооборот ЦОПП (СЭД)", необходимо было выделить в отдельную закупку.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что обжалуемые критерии оценки заявок не нарушают действующее законодательство о контрактной системе; для Заказчика является важным условие Конкурсной документации, связанные с тем, что СЭД должна быть реализована на основе собственной разработки исполнителя, т.к. это позволит в дальнейшем избежать многих технических проблем, которые могут появиться в ходе использования программного обеспечения; в Конкурсной документации правомерно указано, что Заказчику необходима, в том числе, подсистема "Документооборот ЦОПП (СЭД)", что вызвано тем, что в случае установки данной подсистемы с иными информационными подсистемами будет обеспечена интеграция и корректная работа данных подсистем, в случае проведения отдельной закупки по оказанию услуг, связанных с разработкой и внедрением подсистемы "Документооборот ЦОПП (СЭД)", Заказчику придется также проводить закупку на услуги по интеграции данной подсистемы с иными подсистемами, что приведет к дополнительным расходам бюджета, что не отвечает принципам Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения с жалобой не согласились, поддержали позицию Заказчика и сообщили, что положения Конкурсной документации не нарушают положения Закона о контрактной системе; т.к. проведение Конкурса на оказание услуг в объеме, предусмотренном Техническим заданием Конкурсной документации, вызвано объективными потребностями Заказчика, кроме этого необходимо учитывать, что осенью 2021 г. информационные системы, указанные в Техническом задании Конкурсной документации, должны находиться в состоянии, пригодном для использования в образовательном процессе. Со стороны Заявителя не приведено доказательств, подтверждающих, что обжалуемые положения Конкурсной документации не позволили ему подать заявку на участие в Конкурсе, либо нарушили какие-либо законные права и интересы Заявителя.
На заседании Комиссии участник Конкурса ИП <_> с жалобой не согласился и пояснил, что положения Конкурсной документации не ограничивают конкуренцию, позволяют подать заявку на участие в Конкурсе. Доводы Заявителя являются необоснованными и недоказанными.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
13.05.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 000 000,00 рублей.
11.06.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 11.06.2021, поступила единственная заявка <_>, которая признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что нестоимостные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом.
В соответствии с п. 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085), Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил, для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе, характеризующих нестоимостные критерии оценки, одним из нестоимостных критериев является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.7
Согласно п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пп. 4 п. 6.4.1 Информационных карт Конкурсной документации, установлены нестоимостные критерии оценки заявок (значимость критериев - 40%):
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг: наличие у участника закупки собственного готового и апробированного программного решения для организации единого информационного пространства (системы) для управления образовательными и административными процессами - 50 %;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг: наличие у участника закупки собственного готового и апробированного программного решения комплексной автоматизации учебного процесса в среднем профессиональном образовании с возможностью интеграции с Платформой Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - 50 %.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат понятия "материально-технические ресурсы", в связи с чем указанное понятие можно определить следующим образом.
Согласно Соглашению о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников СНГ, материально-технические ресурсы - это сырье, материалы, узлы, детали, запасные части, заготовки, комплектующие и другие изделия отраслевого и межотраслевого назначения.
В соответствии с кратким словарем экономиста (М.: Инфра-М. Н.Л. Зайцев, 2007), материально-технические ресурсы - это совокупность предметов труда (сырье, материалы, топливо и т.п.), и орудий труда (машины и оборудование), перерабатывающие предметы труда.
Исходя из содержания нестоимостных критериев оценки заявок, указанных в Конкурсной документации, с учетом пояснений Уполномоченного учреждения и Заказчика, следует, что по данным критериям фактически оценивается наличие у участника Конкурса компьютерного программного обеспечения, которое является ранее апробированным.
С учетом определений программного обеспечения, содержащихся в Метрологической аттестации программного обеспечения средств измерений параметров физических объектов и полей с использованием компьютерных программ генерации цифровых тестовых сигналов (Рекомендация МИ 2517-99), Базовой модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК РФ 15.02.2008), Приказе Ростехрегулирования от 29.12.2005 N423-ст, программным обеспечением является программа либо совокупность программ.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 N190, программа компьютера - это последовательность команд для выполнения или преобразования в форму, подлежащую исполнению компьютером.
Согласно ст. 1261 Гражданского кодекса РФ, программой для электронных вычислительных машин является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1259 ГК РФ, к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Согласно ч. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ, нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени.
С учетом вышеизложенного, материально-техническим ресурсом в любом случае является материальная вещь/совокупность материальных вещей. Фактически в Конкурсной документации установлены нестоимостные критерии оценки заявок, связанные с наличием у участников Конкурса программного обеспечения (т.е. совокупности программ), которые нельзя отнести к материально-техническим ресурсам, в связи с тем, что программное обеспечение является нематериальным активом, следовательно, установленные в Конкурсной документации нестоимостные критерии оценки заявок фактически не соответствуют п. 27 Правил, а также п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, т.к. наличие программного обеспечения не относится к обеспечению материально-техническими ресурсам (как указано в пп. 4 п. 6.4.1 Информационных карт Конкурсной документации).
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что для него важно не наличие у участников материально-технических ресурсов, а наличие у них опыта выполнения аналогичных контрактов, соответственно, целесообразно установить в качестве критерия оценки заявок на участи в Конкурсе наличие у участников закупки опыта.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченное учреждение нарушили п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в Конкурсной документации содержится неправомерное требование о том, что Система электронного документооборота должна быть реализована на основе программного обеспечения собственной разработки исполнителя, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
По смыслу положения статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки устанавливают требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности (Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2019 по делу NА40-129463/2016).
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, объектом закупки является поставка, установка, настройка и техническое сопровождение программного комплекса, в состав данного комплекса входят: каталог образовательных программ опережающей профессиональной подготовки, сервис записи на обучение, сервис регистрации организаций-заказчиков и организаций-подрядчиков опережающей профессиональной подготовки, сервис прохождения опросов, информационная система "Конструктор компетенций и образовательных программ опережающей профессиональной подготовки", информационная система "Разработка цифровых учебных материалов", Информационная система "Экспертиза цифровых учебных материалов", Информационная система "Библиотека цифровых учебных материалов", Информационная система "Управление опережающей профессиональной подготовкой региона" (включающая следующие подсистемы: "Управление ресурсами опережающей профессиональной подготовки региона", "Управление заказами на опережающую профессиональную подготовку", "Управление кадрами ЦОПП", "Документооборот ЦОПП (СЭД)").
Согласно п. 4.1.7 Технического задания Конкурсной документации, подсистема "Документооборот ЦОПП (СЭД)" должна быть реализована на основе специализированного программного обеспечения собственной разработки Исполнителя. Допускается реализация части функций на основе свободно распространяемого программного обеспечения сторонних разработчиков.
Исходя из совокупности представленных пояснений Заказчика, Уполномоченного учреждения, а также представленных доказательств следует, что указание в п. 4.1.7 Технического задания на реализацию подсистемы на основе программного обеспечения собственной разработки исполнителя не противоречит положениям Закона о контрактной системе, т.к. для Заказчика важным является оказание услуг по контракту с использованием информационных систем собственной разработки, что может привести к минимизации технических ошибок при использовании данных информационных систем в будущем, а также оперативному исправлению возникших технических ошибок при использовании информационных систем, что соответствует потребностям Заказчика.
Также Комиссией Удмуртского УФАС России учитывается, что срок для исполнения контракта является достаточно коротким (опытная эксплуатация программного комплекса должна завершиться до 01.08.2021, доработка по замечаниям и требованиям Заказчика должна завершиться до 01.10.2021), срочность в оказании услуг объясняется объективными потребностями Заказчика, при этом использование исполнителем по контракту программного обеспечения собственной разработки обладает в данном случае преимуществом относительно срока возможного оказания услуг по сравнению с разработкой программного обеспечения исполнителем, ранее не создававшим подобное программное обеспечение; следовательно, исполнитель, создающий программное обеспечение, необходимое Заказчику, "с нуля", либо использующий чужое программное обеспечение, объективно может не успеть оказать услуги Заказчику своевременно и в объеме, указанном в Техническом задании.
Кроме этого, в п. 4.1.7 Технического задания указано, что реализация части функций на основе свободно распространяемого программного обеспечения сторонних разработчиков допускается; в п. 2.5.3 проекта контракта указано на возможность привлечения к исполнению обязанностей третьих лиц - соисполнителей.
При рассмотрении жалобы также установлено, что в Российской Федерации существует как минимум 167 разработчиков системы электронного документооборота.
Основной задачей законодательства о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо доказательств, подтверждающих, что указание в Техническом задании на реализацию подсистемы "Документооборот ЦОПП (СЭД)" на основе специализированного программного обеспечения собственной разработки противоречит положениям Закона о контрактной системе, не позволило Заявителю принять участие в Конкурсе, а также привело к ограничению либо устранению конкуренции на товарном рынке.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что в Конкурсной документации неправомерно включены в объект закупки услуги, связанные с подсистемой "Документооборот ЦОПП (СЭД)", а также с иными информационными подсистемами, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Как указано выше, объектом закупки является поставка, установка, настройка и техническое сопровождение программного комплекса, в состав данного комплекса входят: каталог образовательных программ опережающей профессиональной подготовки, сервис записи на обучение, сервис регистрации организаций-заказчиков и организаций-подрядчиков опережающей профессиональной подготовки, сервис прохождения опросов, информационная система "Конструктор компетенций и образовательных программ опережающей профессиональной подготовки", информационная система "Разработка цифровых учебных материалов", Информационная система "Экспертиза цифровых учебных материалов", Информационная система "Библиотека цифровых учебных материалов", Информационная система "Управление опережающей профессиональной подготовкой региона" (включающая следующие подсистемы: "Управление ресурсами опережающей профессиональной подготовки региона", "Управление заказами на опережающую профессиональную подготовку", "Управление кадрами ЦОПП", "Документооборот ЦОПП (СЭД)").
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев положения Конкурсной документации, приходит к выводу, что приобретаемые в рамках Конкурса услуги, связанные с несколькими информационными системами и подсистемами (в том числе, с подсистемой "Документооборот ЦОПП (СЭД)") связаны между собой функционально и технологически, предназначены для использования в образовательной сфере и их совместного использования; при этом включение в описание объекта закупки требований объективно обусловлено потребностями заказчика и спецификой его деятельности; проведение Конкурса в данном случае отвечает принципу эффективного и рационального расходования бюджетных средств.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 28.09.2020 по делу NА46-12288/2019 и др.
Со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо доказательств, подтверждающих, что включение в состав объекта закупки услуг, связанных с подсистемой "Документооборот ЦОПП (СЭД)", противоречит положениям Закона о контрактной системе, не позволило Заявителю принять участие в Конкурсе, а также привело к ограничению либо устранению конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, жалоба признается частично обоснованной (по первому доводу).
С учетом пояснений Заявителя на заседании Комиссии, наличие обжалуемых нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе является не единственным препятствием для подачи Заявителем заявки на участие в Конкурсе, в связи с чем оснований для выдачи предписания об устранения выявленного нарушения не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нау-сервис" на положения конкурсной документации N зз-22043 - 2021 "Шифр: 94-2021-нр1770. Поставка, установка, настройка и техническое сопровождение программного комплекса для обеспечения функционирования цифровой платформы Центра опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" подпрограммы "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования")" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121005824), частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - Министерства образования и науки Удмуртской Республики и уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 июня 2021 г. N 018/06/106-538/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021