Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Гарвей" на действия Заказчика - ФГКУ "1477 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны РФ при проведении закрытого аукциона на поставку расходных медицинских материалов для станции переливания крови (извещение N 0320100031721000035) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- пункт 2 части 1 статьи 87, пункт 6 части 2 статьи 88 Закона N 44-ФЗ, подпункт "б" пункта 2, пункт 3 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102);
- часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, пункт 2(2) Постановления Правительства РФ N 102;
- часть 8 статьи 86 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик согласен с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 86 Закона N 44-ФЗ под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 10 абзаца 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 87 Закона N 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок; в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений; в таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию; определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ N 102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Заказчиком в извещении о проведении закрытого аукциона, а также в пункте 7 Документации о закрытом аукционе установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102.
Таким образом, при проведении электронного аукциона применины положения Постановления Правительства РФ N 102.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 87 Закона о контрактной системе документация о закрытом аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с частью 2 статьи 88 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае, если закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в закрытом аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В пункте 17 Документации о закрытом аукционе Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закрытом аукционе.
Вместе с тем отсутствует требование о наличии документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 102:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (абзац 1 пунктаЗ Постановления Правительства РФ N 102);
-акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (абзац 2 пункта З Постановления Правительства РФ N 102);
- документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" (абзац 5 подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 102).
Таким образом, Заказчиком были нарушены пункт 2 части 1 статьи 87 Закона N 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Объект закупки состоит из 4 позиций:
1. Фильтр для системы афереза, для цельной крови, код КТРУ 32.50.13.190- 00007305.
2. Комплект изделий для отмывания и ресуспендирования криоконсервированных эритроцитов однократного применения, код ОКПД2 32.50.13.190.
3. Контейнер полимерный для компонентов крови с иглой полимерной однократного применения, стерильный, код ОКПД2 32.50.13.190.
4. Устройство полимерное для взятия крови в бутылку, код ОКПД2 32.50.13.190.
Позиция N 3 объекта закупки по всем признакам относится к медицинским изделиям, включенным в Перечень N 2 Постановления Правительства РФN 102, соответственно должна закупаться отдельно, так как не может быть предметом одного контракта (одного лота) с изделиями, указанными в позициях NN1,2,4 объекта закупки, которые не относятся к Перечню N 2.
Позиция N1 объекта закупки по признакам относится к медицинским изделиям, включенным в Перечень N 2 Постановления Правительства РФN 102,
Соответственно должна закупаться отдельно, так как не может быть предметом одного контракта (одного лота) с изделиями, указанными в позиции N 2 объекта закупки, которые не относятся к Перечню N 2.
Учитывая изложенное, Заказчиком были нарушены часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункт 2(2) Постановления Правительства РФ N 102, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 8 статьи 86 Закона N 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона, за исключением закрытого аукциона в электронной форме, не допускается предоставлять документацию о закрытом аукционе, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о даче разъяснений положений документации о закрытом аукционе и предоставлять такие разъяснения в форме электронных документов. Разъяснения положений документации о закрытом аукционе должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников закрытого аукциона, которым предоставлена документация о закрытом аукционе, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.
Разъяснения Заказчика не содержат предмета запроса участника закупки, что является нарушением части 8 статьи 86 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России нарушений Закона N 44-ФЗ не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарвей" на действия Заказчика - ФГКУ "1477 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны РФ при проведении закрытого аукциона на поставку расходных медицинских материалов для станции переливания крови (извещение N 0320100031721000035) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункт 2 части 1 статьи 87 Закона N 44-ФЗ;
- часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, пункт 2(2) Постановления Правительства РФ N 102;
- части 8 статьи 86 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 июня 2021 г. N 025/06/87-747/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021