Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.06.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_><_>;
при участии представителей Министерства здравоохранения Иркутской области (далее - заказчик) <_> (доверенность);<_> (доверенность), <_> (доверенность); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее-уполномоченный орган) <_> (доверенность), <_> (доверенность),
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью Ресурс" (далее - ООО "Ресурс", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации в электронном аукционе "Поставка медицинских изделий - аппарат искусственной вентиляции легких (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия", извещение N 0134200000121002561 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 июня 2021 года поступила жалоба заявителя на действия членов аукционной комиссии.
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на вышеизложенные доводы заявителя. Из представленных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 июня 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000121002561, а также Документация об электронном аукционе "Поставка медицинских изделий - аппарат искусственной вентиляции легких (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 960 000 руб.
На участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика и уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
1.Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б)конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное положение установлено в пункте 21 информационной карты документации об электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Так, согласно части III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)", участникам закупки необходимо поставить следующий товар: медицинское изделие - аппарат искусственной вентиляции легких (Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Оборудование).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки.
Инструкция по заполнению заявки содержится в части 1 п.1.2.3. Инструкцией установлен следующие правила заполнения заявки:
"Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Перечень конкретных показателей товара при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, указаны в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
В случае, если в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения "не менее; не более; не менее и не более; или; может, может быть; должен, должно, должно быть, ;
,
,
", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретное значение показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг).".
В п.24.1-24.2 техническом задании установлены конкретные характеристики питания: напряжение, В-230 () 10%; частота, Гц-50 или 50/60.
Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что участникам закупки с учетом вышеназванных положений Инструкции по заполнению заявки в отношении спорных характеристик участнику закупки необходимо было указать в пп.24.1 значение параметра "Напряжение, В" в неизменном виде, то есть "напряжение, в 230 () 10%".
Так же руководствуясь инструкцией по заполнению заявок в пп.24.2 значение параметра "частота, ГЦ" участнику закупки необходимо указывать конкретное значение показателя товара, например, "частота, ГЦ 50" или "Частота, ГЦ 50/60".
Комиссия, исследовав, первые части заявок участников закупки установила, что в заявке N1 (110008517) по спорным параметрам указано: "напряжение, В-230 () 10%" "частота, ГЦ 50". В заявке N 2 (110004978) указано: "напряжение, В-230 (
) 10%" "частота, ГЦ 50".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, позволяют участникам закупки должным образом определить порядок заполнения сведений в отношении указанных в техническом задании параметров и заполнить заявки надлежащим образом.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком при описании объекта закупки должны быть соблюдены требования Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Информация о товаре "Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых" по позиции - 32.50.21.123-00000027 обязательна к применению с 15.06.2019 г.
В соответствии с пунктом 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, правилами использования каталога предусмотрена обязанность заказчика включить в описание товара обоснования необходимости использования дополнительной информации, но при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога.
В техническом задании аукционной документации установлено дополнительная характеристика, а именно кислородный датчик - парамагнитный датчик, не требующий замены.
В соответствие с разделом 1 ГОСТ Р 55954-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" (далее- ГОСТ Р 55954-2018), настоящий стандарт устанавливает требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению для проведения государственных закупок аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Настоящий стандарт не распространяется:
- на транспортные аппараты ИВЛ;
- аппараты для ИВЛ в домашних условиях;
- аппараты для ИВЛ постоянным положительным давлением (CPAP-терапии);
- аппараты для высокочастотной струйной ИВЛ;
- аппараты ИВЛ, предназначенные только для новорожденных.
Настоящий стандарт дополняет основные положения ГОСТ Р 55719.
Согласно пункта 4.4. ГОСТ Р 55954-2018 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом (дополнительные требования), если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики.
Согласно пунктам технического задания документации электронного аукциона
N п/п |
Наименование функции или параметра |
Значение параметра или наличие функции* |
Соответствие требованиям, ГОСТ Р 55954-2018, обоснование наличия дополнительных требований |
27.5 |
Кислородный датчик - парамагнитный датчик, не требующий замены |
Наличие |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
27.6 |
Съемный, автоклавируемый, клапан выдоха, шт. |
не менее 1 |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
27.7 |
Газовый модуль, шт. |
не менее 1 |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
27.8 |
Датчик потока термоанемометрический, автоклавируемый, шт. |
не менее 1 |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
27.9 |
Автоклавируемый многоразовый контур с двумя влагосборниками и тройником пациента, взрослый, шт |
не менее 1 |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
27.10 |
Набор шлангов высокого давления для кислорода и сжатого воздуха |
Наличие |
ГОСТ Р 55954-2018 п. 5.1.2 |
Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом обоснованы дополнительные характеристики поставляемого товара. В связи с чем заказчиком нарушены положения части 5 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ.
3.Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
-порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, из указанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ следует, что участник закупки вправе направить запрос о предоставлении разъяснений документации об электронном аукционе в любой момент после размещения извещения о проведении закупки, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В таком случае у заказчика возникает обязанность ответить на запрос участника закупки в течение двух дней с даты поступления соответствующего запроса.
Согласно условиям аукционной документации (пункты 23, 24 Информационной карты) установлены следующие сроки:
- дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений: 09.06.2021 года.
-дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе -11.06.2021.
Таким образом, положениями документации в соответствии со статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации и дала окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, следовательно, запрос о разъяснениях положений аукционной документации можно направить не позднее 07.06.2021, то есть не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, что соответствует требованиям статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Следовательно, участник закупки имел право подать запрос на разъяснение положений документации в срок не позднее 07.06.2021 года.
Однако, запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации был подан Заявителем 09.06.2021 года в 11:48 (московское время). Заказчиком данный запрос получен 09.06.2021 в 16:48 ч. (Иркутское время), то есть с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 65 Федерального закона N 44- ФЗ, соответственно, Заказчик, Уполномоченный орган не обязан был отвечать на него.
Однако, в связи с большим количеством поступивших запросов на положения документаций, 11.06.2021 уполномоченным органом ошибочно был размещен ответ на иной запрос положений аукционной документации, а именно по электронному аукциону на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования, извещение N 0134200000121002653.
У уполномоченного органа не имелось технической возможности для удаления ошибочно размещенного ответа или размещения дополнительных разъяснений положений аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс" частично обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим часть 5 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ;
3.Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.06.2021 N0134200000121002561-1; отмены протокола проведения электронного аукциона от 16.06.2021 N0134200000121002561-2; отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2021 N0134200000121002561-3, внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме, а также путем продления сроков подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме;
4.Направить копии решения сторонам по жалобе;
5.Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
6.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии | |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021