Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.06.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
при участии представителей Министерства здравоохранения Иркутской области (далее - заказчик); представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган); представителей Общества с ограниченной ответственностью "Калибр"(далее - ООО "Калибр", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - эндоскопические системы (Система эндоскопической визуализации), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия", извещение N 0134200000121002037 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 16 июня 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, заказчиком в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 135-ФЗ в Техническом задании установлены избыточные требования к эндоскопическим системам (Передача информации по стандарту DICOM средствами системы эндоскопической визуализации", что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель указывает, что положения документации об электронном аукционе "поставку медицинских изделий - эндоскопические системы (Система эндоскопической визуализации), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия" сформированы в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ, а именно несоответствие положений аукционной документации, влияет на формирование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 04 мая 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000121002037, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - эндоскопические системы (Система эндоскопической визуализации), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия" (далее - документация об электронном аукционе).
Закупка указанного оборудования осуществляется в рамках мероприятия: "Модернизация первичного звена здравоохранения" на 2021-2024 годы (Модернизация первичного звена здравоохранения (капитальный ремонт объектов здравоохранения, приобретение медицинского оборудования и автомобильного транспорта).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 269 796 000 руб. 00 коп.
18 июня 2021 года уполномоченным органом в единой информационной системе размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 N0134200000121002037-1, согласно которому на участие в электронном аукционе подано 6 заявок.
От шести участников закупки поступили предложения на товар производства "PENTАХ" (страна происхождения: Япония, Королевство Таиланд, Китайская Народная Республика, Тайвань (Китай), США, Федеративная Республика Германия, Малайзия) и "СоноСкейп Медикал Корп." (страна происхождения: Китай), признанных аукционной комиссией соответствующими требованиям документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 единой комиссией N 2 принято решение о допуске к электронному аукциону 5 участников закупки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от19 ноября 2014 года N 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 Федерального закона N 44-ФЗ, а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции" в связи с чем доводы заявителя о нарушении положений Федерального закона N 135-ФЗ Комиссией не рассматривались.
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 Федерального закона N44-ФЗ, не менее чем семь дней.
Комиссией установлено, что первоначально пункт 1.17 документации об электронном аукционе предусматривал следующее:
1.17 |
Возможность подключения к персональному компьютеру |
Наличие |
Дает возможность видеть необходимую информацию (идентификация) о пациенте во время исследования и на фото и видеоматериалах |
На основании запросов на разъяснение положений аукционной документации, поступивших от потенциальных участников закупки, данный пункт впоследствии был исключен (извещение о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 24.05.2021 г).
Вследствие запросов одного из участников данный пункт был добавлен в следующей редакции (извещение о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 02.06.2021 г):
1.17 |
Передача информации по стандарту DICOM средствами системы эндоскопической визуализации |
Наличие |
Для ведения электронной истории болезни пациента, интеграции системы в единую медицинскую информационную систему лечебного учреждения, формирования фотоархива в формате DICOM, а также передача данных и их последующей обработки внешними информационными системами, системами видео-конференц-связи для привлечения экспертов при проведении удаленных консультаций. |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности. Законодательство в сфере закупок на сегодняшний день допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа.
Законодательством не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика, а также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Так, заказчик сформировал часть III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" в соответствии со своими потребностями и в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Также Верховный Суд РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, информации, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России не добыто достаточных доказательств, подтверждающих ограничение числа участников закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что функция DICOM реализована более чем в 10 моделях оборудования различных производителей различных ценовых сегментов.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что исходя из представленных материалов заявителем жалобы, имеется 2 производителя полностью соответствующих техническим требованиям объекта закупки.
Вместе с тем, неоднократное изменение заказчиком технических характеристик в части III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" предполагает наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Довод Заявителя относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Иркутского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Калибр" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
4. Передать материалы дела в структурное подразделение Иркутского УФАС России для решения вопроса о наличии признаков нарушений антимонопольного законодательства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021