Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2021
В полном объеме решение изготовлено 21.06.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Спецавтоколонна", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрация Миасского городского округа Бирт Л.А., действующего на основании доверенности от 27.04.2021,
- представителя Администрация Миасского городского округа Борадачева В.В., действующего на основании доверенности от 25.01.2021,
- представителя ООО "Спецавтоколонна" Морозова А.В., действующего на основании доверенности от 10.06.2021,
в присутствии слушателей, личности удостоверены на основании паспортов,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 08.06.2021 поступила жалоба ООО "Спецавтоколонна" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на снос аварийного дома по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Пушкина, дом 65 (извещения N 0169300035821000200) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.05.2021 Администрация Миасского городского округа объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта аукциона - 138 295,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.06.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Спецавтоколонна" контракт не заключен.
На заседании комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что в документации о закупке неправомерно указан срок окончания предоставления разъяснений участнику закупки. Кроме того, в документации о закупке не установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также членство в саморегулируемой организации в области строительства. В жалобе заявителя также указано о неправомерности расчета начальной (максимальной) цены контракта в части неприменения тарифа на размещение отходов.
На заседании Комиссии представители заказчика против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что срок окончания предоставления разъяснений установлен в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Требование о наличии лицензии на размещение и транспортирование отходов не установлена как требование к участнику закупки, так как данный вид работ не является основным видом обязательств по контракту, кроме того, условие о членстве в саморегулируемой организации в области строительства не предусмотрено, так как размер обязательств не превышает 1 млн рублей. По доводам жалобы в части неприменения тарифа на размещение отходов представитель заказчика пояснил, что данные расходы заложены в непредвиденные затраты.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении и в пункте 23 информационной карты документации о закупке указано, что окончание срока подачи заявок - 16.06.2021 в 08:00.
С учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе сроком окончания направления участником закупки запроса о разъяснении документации о закупке является 12.06.2021.
Так, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке с учетом праздничного дня переносится на 15.06.2021, что соответствует сроку, указанному в пункте 22 информационной карты, с учетом пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых видов деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
В пункте 9 технического задания указано, что работы, связанные с отходами 4 класса опасности (8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный) должны осуществляться собственными силами исполнителя или с привлечением третьих лиц при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") со следующими видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности, с предоставлением заказчику документов, подтверждающих размещение и оплату.
Аналогичная информация содержится в пункте 3.2.19 проекта контракта, в котором также указано, что копии документов (лицензия), подтверждающих соблюдение настоящих требований, должны быть приложены подрядчиком в составе документов о приемке выполненных работ. Подрядчик вправе привлекать сторонние организации для выполнения таких работ.
В локальной смете, являющейся неотъемлемой частью проекта контракта, содержится расценка: перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 10 км I класс груза (поз. 3) с указанием объема такого груза - 248,5.
Таким образом, описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности с указание вида и объема указанных работ, что требует наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с учетом видов деятельности и класса опасности отходов, указанных в документации о закупке.
Вместе с тем в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки условие о предоставлении указанной лицензии не предусмотрено, в том числе не указаны конкретные виды лицензируемой деятельность согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному Постановлению N 2290 и класс опасности отходов, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, 5 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Доводы заявителя в части необходимости членства в саморегулируемой организации в области строительства не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 55.31 ГрК РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта по обжалуемой закупке составляет 138 295,00 рублей, то договор подряда на осуществление сноса будет заключен на сумму, не превышающую одного миллиона рублей, в связи с чем наличие членства в саморегулируемой организации не является обязательным требованием для выполнения работ по сносу объекта капитального строительства, таким образом доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
4. Согласно доводам жалобы заявитель обжалует порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта в части неприменения сметной расценки на захоронение отходов.
Вместе с тем, указанные доводы в части расчета начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Спецавтоколонна" на действия заказчика обоснованными в части неустановления требований к участнику закупки и к составу второй части заявки с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 частей 1, 5 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2021 г. N 074/06/105-1706/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021