Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр 77" (далее - ООО "Центр 77", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0369300197121000054), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "ССМП г. Магнитогорск" (далее - Учреждение, Заказчик): Поповой Е.А., действующей на основании доверенности б/н от 11.06.2021;
- представителя Заявителя: Алешина В.А., действующего на основании доверенности N 1147 от 15.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.06.2021 поступила жалоба ООО "ЦЕНТР 77" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0369300197121000054) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.05.2021 в 11:10.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку запасных частей для автомобилей составляет 348 139,59 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 21.05.2021 08:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0369300197121000054 от 24.05.2021 на участие в закупке поступило девять заявок, все участники допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу от 26.05.2021 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0369300197121000054 победителем аукциона признано ООО "ЦЕНТР 77" с предложением о цене контракта 254 141,79 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "ЦЕНТР 77" заключаются в следующем.
Заявителем подана заявка на участие в конкурентной процедуре, по итогам проведения аукциона данным участником сделано лучшее предложение о цене контракта, ООО "ЦЕНТР 77" признан победителем закупки, проект контракта для подписания направлен ему Заказчиком 27.05.2021. Протокол разногласий направлен Заявителем Заказчику 01.06.2021.
По мнению Заявителя, проект контракта, направленный Заказчиком после доработки, составлен с нарушением частей 1 и 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, поскольку не учтены замечания участника закупки, внесенные в спецификацию к контракта протоколом разногласий, и не указаны все характеристики подлежащего поставке товара (каталожные номера запасных частей), в соответствии с заявкой данного участника.
Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.
В проекте контракта протоколом разногласий Поставщик предложено внести следующие изменения: ставку НДС и сумму НДС, изменения: в п. 6.1, проекта контракта, в п.п. "в" п. 6.4. проекта контракта; в п. 13.1. проект контракта, в спецификацию (приложения N 1 к проекту контракта) предложено дополнительно включить текст в следующей редакции: "Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар новый, не бывший в употреблении. Страна и код страны происхождения указаны в спецификации на основании данных из сертификатов соответствия. Страна производства каждой отдельной позиции указана в сертификатах соответствия и счет-фактуре (УПД). Товар соответствует срокам годности. Товар упакован обычным для такого товара способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Маркировка товара (бренд, номер детали, артикул) может быть нанесена как на сам товар, так и только на упаковку товара. При поставке Товара Поставщик передает Заказчику все необходимые документы, подтверждающие качество Товара, в том числе сертификаты соответствия или декларация о соответствии и качественные удостоверения производителя. Весь поставляемый Товар соответствует требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам с предоставлением соответствующих сертификатов и других документов".
В течение установленного срока Заказчик рассмотрел поступивший от Поставщика протокол разногласий, внес изменения в проекте контракта: скорректировал ставку НДС и сумму НДС, внес изменения в пункт 6.1, в подпункт "в" пункта 6.4, пункт 8.3. проекта контракта.
В спецификацию (приложение N 1 к проекту контракта) Заказчик не считает необходимым вносить предлагаемые Поставщиком дополнения, так как данные условия содержатся в условиях самого контракта и дополнять вышеуказанными условиями спецификацию (приложение N 1 к проекту контракта) Заказчик посчитал не целесообразным.
Заказчик считает, что указал в спецификации (приложение N 1 к проекту контракта) информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), в соответствии с заявкой, окончательным предложении участника аукциона.
В описании объекта закупки указано наименование запасных частей, постоянные и переменные показатели товара, которые при подаче заявки на участие в таком аукционе, участник должен конкретизировать переменный показатель. Наряду с вышеуказанным описанием объекта закупки Заказчик указал каталожные номера, с указанием ссылки, что в данной спецификации указаны каталожные номера различных производителей, также возможно применение аналогов, совместимых с транспортным средством, для которого осуществляется закупка.
Таким образом, по мнению Заказчика, информация о каталожных номерах запасных частей, носит рекомендательный характер и является для участника при подаче заявки на участие в аукционе информацией, какая запасная часть необходима Заказчику, и не является функциональной, технической и качественной характеристикой.
Заказчик руководствовался спецификацией и проверял функциональные, технические и качественные характеристики товара и совместимость запасных частей с указанными в спецификации автомобилями, а не каталожные номера запасных частей того или иного производителя. В результате чего, как поясняет Заказчик, в спецификацию не включены каталожные номера товаров, предложенных Заявителем, а указаны сведения о каталожных номерах, предусмотренные аукционной документацией. Данные характеристики Заказчик не считает значимыми.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническое задание (Приложение N 1 к аукционной документации) содержит следующие разделы: "N п/п"; "Наименование товара"; "Каталожные номера запасных частей"; "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона"; "Максимальные и/или минимальные значения"; "Единицы измерения"; "Количество".
Также Техническое задание содержит следующую информацию: "В данной спецификации указаны каталожные номера различных производителей, также возможно применение аналогов, совместимых с указанным транспортным средством".
Комиссия отмечает, что понятие "аналог" не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
И содержания Технического задания, аукционной документации следует, что сведения о каталожных номерах запасных частей, являющихся объектом закупки, не отнесены к показателям предлагаемого участниками товара, не подлежащим изменению по результатам проведения аукциона.
Из пояснений представителей Заявителя, Заказчика, а также информации, размещенной в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети "Интернет", следует, что каталожным номерам запасных частей по каждой позиции Технического задания соответствуют товары определенных производителей.
Так:
1) Автомобиль 28575-02 (Форд Транзит) VIN: X2FXXXESGXLD51749, модель ДВС CYF5 LD51749, мощность 125,12 л.с., объём 2198 см3:
- позиция 1 Технического задания: колодки тормозные передние с датчиком АБС, каталожный номер запасных частей - ADR280611; данному каталожному номеру соответствуют тормозные колодки FORD Tourneo 2.0 TDCi 15;
- позиция 2 Технического задания: колодки тормозные задние с датчиком АБС, каталожный номер запасных частей - ADR280721; данному каталожному номеру соответствуют тормозные колодки ADR280721 FORD Tourneo 2.0 TDCi 15;
2) Автомобиль 22270G (Форд Транзит) VIN: Z6FXXXESFXCS80210, модель ДВС CYFD CS80210, мощность 125,12 л.с., объём 2198 см3:
- позиция 5 Технического задания: подшипник передней ступицы, каталожный номер 1458881; данному каталожному номеру соответствует ступица передняя ford transit;
- позиция 6 Технического задания: ремень поликлиновый на генератор, каталожный номер 6PK1670; данному каталожному номеру соответствует ремень поликлиновый 6PK-1670 MASUMA;
- позиция 7 Технического задания: ремень поликлиновый на ГУР, каталожный номер 4PK922; данному каталожному номеру соответствует ремень поликлиновый 4PK922.
Аналогичное описание объекта закупки в соответствии с каталожными номерами определенных производителей содержится в каждом пункте Технического задания, кроме пунктов 3,4 Технического задания, в которых каталожные номера запасных частей отсутствуют.
Комиссия отмечает, что в Техническом задании отсутствуют иные параметры определения соответствия предложения участников аукциона требованиям Технического задания, кроме соответствия каталожным номерам по каждой позиции и совместимости с указанным автомобилем (кроме позиции 34, содержащей требования о предоставлении максимальных и минимальных значений показателей, относительно длины, высоты и толщины предлагаемой запасной части).
При этом, из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии следует, что необходимость предложения к поставке только оригинальных запасных частей отсутствует, поскольку автомобили, для которых осуществляется закупка запасных частей по аукциону, не находятся на гарантийном обслуживании завода-изготовителя.
Вместе с тем, из содержания первой части заявки с идентификационным номером 109848380 следует, что предложены товары, которые являются эквивалентными товарам с каталожными номерами, предусмотренными Техническим заданием, в соответствии с потребностью Заказчика, иных производителей:
- по позиции 1 Технического задания: колодки тормозные передние с датчиком АБС, каталожный номер запасных частей - BPO13136 SFEC, страна происхождения товара - Литовская Республика;
- по позиции 2 Технического задания: колодки тормозные задние с датчиком АБС, каталожный номер запасных частей - STO446612150 SAT, страна происхождения товара - Китайская народная Республика;
- по позиции 5 Технического задания: подшипник передней ступицы, каталожный номер KHB4210STD KORTEX, Республика Корея;
- по позиции 6 Технического задания: ремень поликлиновый на генератор, каталожный номер - 6PK1670 DONGIL, Республика Корея;
- по позиции 7 Технического задания: ремень поликлиновый на ГУР, каталожный номер - 4PK922 Technik, Российская Федерация.
Аналогичное предложение товаров содержится в каждом пункте заявки данного участника.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки на участие ООО "ЦЕНТР 77" представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в том числе, сведения о каталожных номерах запасных частей к автомобилям, являющихся объектом закупки, соответствующим потребности Заказчика, и являющиеся эквивалентными товарам с каталожными номерами, указанными в Техническом задании, что не оспаривается Заказчиком.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0369300197121000054 от 24.05.2021 заявка с идентификационным номером 109848380 участника ООО "ЦЕНТР 77" признана соответствующей аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе проект контракта, направляемый на подпись победителю, составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В этой связи, направление победителю аукциона проекта контракта, не содержащего конкретных показателей товара, в части указания сведений о каталожных номерах предложенных Заявителем запасных частей, не соответствует частям 1 и 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с информацией, содержащейся в свободной энциклопедии Википедия, размещенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет", каталожный номер - это уникальный номер устройства или его детали в системе учёта производителя. Из данного определения следует в том числе, что наличие или отсутствие каталожного номера на изделии, предлагаемом к поставке, не влияет на качество и потребительские свойства, параметры или иные характеристики поставляемой продукции, являющейся объектом закупки.
Кроме того, каталоги производителей запасных частей не являются частью документации об аукционе, актуальность информации о каталожных номерах установить невозможно. Данный вывод антимонопольного органа подтверждается судебной практикой (Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 309-КГ18-13301 по делу N А76-16008/2017 Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2018 N Ф09-1250/18 по тому же делу).
Требования о наличии каталожного номера на поставляемом изделии не предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу норм законодательства о контрактной системе понятие "эквивалент" применимо в отношении товарного знака товара. Каталожные номера товара, являющегося объектом закупки, не тождественны указанию товарного знака, но являются прямым указанием на определенного производителя, что не соответствует правилам описания объекта закупки, предусмотренным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указание каталожных номеров не исключает обязанности заказчика предусмотреть в качестве параметров эквивалентности характеристики товара, являющегося объектом закупки, позволяющие определить соответствие предложения участника требованиям аукционной документации и потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении закупки заказчиком допущено нарушение правил описания объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТР 77" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0369300197121000054) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1 и 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. По итогам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2021 г. N 074/06/105-1611/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021