Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2021
В полном объеме решение изготовлено 21.06.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ТД "МПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для заготовки и переработки донорской крови (извещение N0369100004021000030), при дистанционном участии:
- представителя ФГБУЗ СПК ФМБА России в г. Челябинске (далее - заказчик) Чуйковой Я.А., действующего на основании доверенности от 11.06.2021;
- представителя ООО ТД "МПП" (далее - заявитель, Общество) Ширшова К.М., действующего на основании доверенности N 19 от 03.11.2020,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.06.2021 поступила жалоба ООО ТД "МПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для заготовки и переработки донорской крови (извещение N0369100004021000030) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 02.06.2021 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 342 015,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.06.2021 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в рамках одного лота осуществляется закупка контейнера для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с интегрированным лейкоцитарным фильтром, с наличием ресуспендирующего раствора PAGGSM (позиция N 3 технического задания аукционной документации).
По мнению заявителя, указанные действия заказчика по формированию лота не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а также не позволяют применить национальный режим, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Контейнеры, наполненные ресуспендирующим раствором PAGGSM, не производятся на территории государств - членов Евразийского экономического союза. Так, например, согласно письму российской компании ООО "Гемодженикс" (исх. N2804 от 28.04.2021) производство первой партии данных контейнеров планируется в августе 2021 года.
Также, как указано заявителем в жалобе, согласно регистрационному удостоверению от 14.10.2011 N ФСЗ 2009/04486 завод по производству медицинских изделий "РАВИМЕД" (Польша) выпускает контейнеры однократного применения для заготовки крови и получения ее компонентов пустые и с гемоконсервантами CPDA-1, CPD, CPD-SAGM, CPD-PAGGSM, ACD и цитрат натрия.
Однако в соответствии с письмом ООО ЦБМИ "ВИМЕД", являющегося уполномоченным представителем "RAVIMED" в Российской Федерации, в настоящее время на территории Российской Федерации находятся в обращении полимерные контейнеры для заготовки крови и получения ее компонентов однократного применения с гемоконсервантами CPDA-1, CPD, CPD-SAGM производства "RAVIMED".
Более того, по мнению заявителя, в случае наличия заявки, содержащей предложение о поставке продукции компании "МАКО ФАРМА САС" (РУ от 12.02.2021 N ФСЗ 2010/08535, Франция) по позиции N 3 технического задания аукционной документации, такая заявка должна быть отклонена аукционной комиссией на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно сведениям, содержащимся на сайте https://roszdravnadzor.gov.ru/, продукция компании "МАКО ФАРМА САС" (РУ от 12.02.2021 N ФСЗ 2010/08535, Франция) принадлежит следующему виду медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Минздравом России: 145570 (только один пакет (контейнер) для крови; предназначен для вливания крови пациенту; нет антикоагулирующего раствора).
Тогда как, согласно сведениям технического задания аукционной документации заказчиком по позиции N 3 осуществляется закупка контейнера для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с интегрированным лейкоцитарным фильтром (КТРУ - 32.50.13.190-00584). Исходя из содержания позиции каталога товаров, работ, услуг 32.50.13.190-00584 (набор для донорской крови, четырехкамерный), указанное медицинское изделие принадлежит следующему виду в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий: 144300 (четыре контейнера (гибких пакета); предназначен для взятия крови у донора; содержит антикоагулирующий раствор).
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе и т. д.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является поставка расходных материалов для заготовки и переработки донорской крови.
Исходя из содержания технического задания аукционной документации, заказчику по позиции N 3 требуется контейнер для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с интегрированным лейкоцитарным фильтром (КТРУ - 32.50.13.190-00584), наполненный ресуспендирующим раствором PAGGSM, с антикоагулянтом CPD.
Согласно пояснениям представителя заказчика по позиции N 3 технического задания аукционной документации могут быть предложены товары производства компании "Равимед" (РУ N ФСЗ 2009/04486 от 14.10.2011, Польша), компании "МакоФарма" (РУ N ФСЗ 2010/08535 от 08.12.2010, Франция), ООО "Гемодженикс" (РУ N РЗН 2021/14100 от 22.04.2021, Россия).
Вместе с тем, в соответствии с представленным заявителем письмом ООО "Гемодженикс" (исх. N2804 от 28.04.2021) производство первой партии контейнеров, наполненных ресуспендирующим раствором PAGGSM, планируется в августе 2021 года.
Согласно письму ООО ЦБМИ "ВИМЕД", являющегося уполномоченным представителем "RAVIMED" в Российской Федерации, в настоящее время на территории Российской Федерации находятся в обращении полимерные контейнеры для заготовки крови и получения ее компонентов однократного применения с гемоконсервантами CPDA-1, CPD, CPD-SAGM производства "RAVIMED".
Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из представленных заказчиком коммерческих предложений, хозяйствующими субъектами к поставке предложены товары производства компании "МакоФарма" (Франция).
Как следует из протокола от 11.06.2021, на участие в рассматриваемой закупке подана единственная заявка, содержащая предложение о поставке товаров производства компании "МакоФарма" (Франция).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заказчиком в состав лота включено медицинское изделие (контейнер для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с интегрированным лейкоцитарным фильтром, наполненный ресуспендирующим раствором PAGGSM), которое производится только одним зарубежным производителем (компания "МакоФарма" (Франция).
Включение в состав лота товаров, которые производятся единственным производителем и реализуются его официальными дистрибьюторами (представителями), исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по всему сформированному заказчиком лоту, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию компании "МакоФарма" (Франция).
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 предусмотрены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (далее - Перечень).
Закупаемые заказчиком в рамках настоящего аукциона медицинские изделия включены в указанный Перечень.
Вместе с тем, наличие в составе лота товара, который производится только одним зарубежным производителем, не позволяет предложить по всему сформированному заказчиком лоту продукцию, страной происхождения которой являются, в том числе государства - члены Евразийского экономического союза и, как следствие, не позволяет применить ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, что в свою очередь приводит к нарушению национального режима.
Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе, в том числе в части конкуренции, применения национального режима.
Относительно значимости изделия для лечебного учреждения Комиссия считает необходимым указать на возможность заказчика осуществить закупку товара в рамках отдельного лота.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения статьи 8, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода заявителя о необходимости отклонения заявки, содержащей предложение о поставке продукции компании "МАКО ФАРМА САС" (РУ от 12.02.2021 N ФСЗ 2010/08535, Франция), на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению и т.д.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Исходя из содержания части 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия и разрешающим обращение медицинского изделия на территории Российской Федерации, является регистрационное удостоверение.
В пункте 24 информационной карты аукционной документации содержится требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
Исходя из содержания пунктов 9, 16, 19 приложения к регистрационному удостоверению от 12.02.2021 N ФСЗ 2010/08535 на медицинское изделие "системы полимерные с магистралями для сбора, фильтрации, обработки и хранения крови и ее компонентов, пустые и с антикоагулянтами" производства "МАКО ФАРМА САС" (Франция), компания выпускает, в том числе медицинские изделия с характеристиками, указанными в аукционной документации, а именно системы полимерные с магистралями счетверенные, сшестеренные, ссемеренные с антикоагулянтом СРD (ЦФД), раствором PAGGSM.
При этом, классификация медицинских изделий не подтверждает факт недостоверности характеристик продукции, производимой компанией "МАКО ФАРМА САС", требованиям аукционной документации.
В данном случае, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным довод заявителя в указанной части.
3. На заседании Комиссии антимонопольного органа заявителем устно представлены дополнительные доводы к жалобе в части некорректности содержащегося в аукционной документации обоснования необходимости использования информации, не предусмотренной соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг, а также в части отсутствия требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе не предусматривается подача дополнений к жалобе.
Более того, представление заявителем дополнений к жалобе не позволяет заказчику обосновать свою позицию по указанным дополнительным доводам, что, в свою очередь, приводит к нарушению баланса интересов сторон.
Также Комиссия отмечает, что требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара, содержится в пункте 28.1 информационной карты аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ТД "МПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для заготовки и переработки донорской крови (извещение N0369100004021000030):
- обоснованными в части неправомерных действий заказчика по формированию лота;
- необоснованными в части необходимости отклонения заявки, содержащей предложение о поставке продукции компании "МАКО ФАРМА САС" (РУ от 12.02.2021 N ФСЗ 2010/08535, Франция), на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2021 г. N 074/06/105-1609/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021