Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в отсутствие представителей заказчика ГКУ "ГУИС РТ", заявителя ООО "Джули", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Джули" (вх. N8108/ж от 16.06.2021 г.) на действия заказчика ГКУ "ГУИС РТ" при проведении закупки N0311200027221000020 на предмет: Выполнение работ по строительству и реконструкции инженерных сетей в населенных пунктах Республики Татарстан
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 0311200027221000020 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.05.2021 г.
Заказчик - ГКУ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН".
Начальная (максимальная) цена контракта - 112 459 597,90 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком по критерию квалификации участника закупки требования о декларации исполнения контрактов без применения к ним неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу NА53-1094/2018.
Конкурсной документацией был установлен следующий показатель и порядок оценки по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки":
"Показатель 1. общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
По показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" Заказчиком будет оцениваться общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, заключенных, в том числе по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или N 223-ФЗ от 18.07.2018 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракт (договор)), успешно исполненных участником закупки за последний 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке.
Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (линейных объектов).
Наличие опыта подтверждается предоставлением сведений об исполнении контрактов (договоров), соответствующих настоящему порядку оценки по рекомендуемой форме (Приложение N1).
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера (по каждому исполненному контракту (договору)) подтверждается следующими документами:
1. копия ранее исполненного контракта (договора) на выполнение работ сопоставимого характера;
2. копия акта(ов) приемки работ подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме (копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке);
3. Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющиеся их неотъемлемой частью).
В случае если у заказчика при рассмотрении предоставленных участником закупки документов, подтверждающих квалификацию, возникают затруднения с отнесением актов приемки работ к каждому исполненному контракту (договору), заказчик не учитывает такие документы при оценке. Затруднением считается случай, когда невозможно сопоставить документы, подтверждающие опыт участника, и сверить информацию, содержащуюся в данных документах, по причине нечитаемого текста на таких документах.
Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати, а в случае если контракт (договор) был заключен по результатам закупок в электронной форме и был подписан электронно-цифровой подписью, то участником закупки прилагается сведения о составе электронных цифровых подписей Сторон контракта (договора), позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи. Предложение участника закупки в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается.
Оцениваются представленные участником закупки контракты (договоры), которые подтверждены документально и указаны в приложении к заявке на участие в закупке.
По успешному выполнению работ участник закупки декларирует в заявке на участие в закупке исполнение им контрактов (договоров), представленных по показателю критерия оценки в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по объему выполнения работ (по предмету, видам работ и стоимости выполненных работ в рублях), предусмотренными таким контрактом (договором), без применения к нему неустоек (штрафов, пеней)".
Принимая во внимание, что объектом закупки является выполнение работ, связанных со строительством и реконструкцией инженерных сетей, учет опыта выполнения работ без применения к нему неустоек и штрафов позволит Заказчику фактически убедиться в квалификации участника конкурса, а также в том, что участник конкурса действительно представил те договоры/контракты, выполнение работ по которым было успешным, что также позволяет выявить лиц, обладающих максимальным уровнем квалификации.
Установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий оценки не является единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя не подтверждены и признаны необоснованными.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 2.9. проекта контракта установлено, что расчеты за выполненные работы в счет средств резерва на непредвиденные работы и затраты в актах о приёмке выполненных работ не расшифровываются и оплачиваются Государственным заказчиком в размере 1 (один) процент согласно п.4.96 МДС 81-35.2004, если таковы
предусмотрены сводным сметным расчётом в пределах цены контракта.
Вместе с тем, указанная методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утратила силу 04.10.2020 г. в связи с изданием Приказа Минстроя России от 06.10.2020 N 592/пр, вступившего в силу со дня вступления в силу Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, в соответствии с которым утверждена новая методика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление недействующего стандартов в проекте контракта не освобождает заказчика от обязанности соблюдения требований, регламентированных пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки в документации.
Действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявлено нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Джули" (вх. N8108/ж от 16.06.2021 г.) на действия заказчика ГКУ "ГУИС РТ" при проведении закупки N0311200027221000020 на предмет: Выполнение работ по строительству и реконструкции инженерных сетей в населенных пунктах Республики Татарстан необоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "ГУИС РТ" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 часть 1 статьи 33 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии В.Р.Амирова
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.,
(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 июня 2021 г. N 016/06/54.3-1048/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021