Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев жалобу ООО "МД-консалтинг" (ИНН: 6321132539) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж теплого остановочного павильона мкр. Вынгапуровский, начальная (максимальная) цена контракта - 5 700 000,00 рублей (извещение N 0190300003721000442) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3323 от 08.06.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 28.05.2021 14:46 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 08.06.2021 09:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 09.06.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 10.06.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. В документации об электронном аукционе не установлено требование к наличию у участников закупки опыта по пункту 2.3 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, связанного с предметом контракта.
2. При анализе требований п. 4 технического задания (Приложение N 1) установлено нарушение в виде избыточного описания объекта закупки, что выражено в детальном описании составных и прикладных элементов поставляемого товара, а также их динамических испытаниях. Отмечаем, что общий объем описания остановочного павильона составляет 10 страниц.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Содержание документации об электронном аукционе и информации установлено статьей 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в документации об электронном аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99).
Согласно п. 2.(3) Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 при выполнениие работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки установлены дополнительные требования:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, предметом закупки с номером извещения 0190300003721000442 является поставка и монтаж теплого остановочного павильона мкр. Вынгапуровский. При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. руб.
Объекты дорожно-транспортной системы регламентируются ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования" - "Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования".
В пункте 3.19 указанного нормативно-технического документа дано определение понятию "остановочный пункт маршрутных транспортных средств" - это сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.
Таким образом, работы по монтажу остановочного павильона относятся к содержанию автомобильных дорог, что опосредует необходимость установления требования к наличию у участников закупки опыта по пункту 2.3 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99
Заказчик считает довод жалобы необоснованным. В своих возражениях сообщил, что Заявитель не учитывает того, что требования стандарта ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования" не распространяются на улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
Кроме того, Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждены состав и виды работ выполняемых, в том числе при содержании автомобильных дорог. Приказом работы по поставке и монтажу остановочных павильонов не включены в перечень работ, выполняемых при содержании автомобильных дорог.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев довод жалобы и возражения заказчика, согласилась с позицией заказчика. Комиссия на основании положений нормативно-технического акта и приказа Минтранса РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для установления Заказчиком в документации об электронном аукционе дополнительных требований согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Комиссия считает, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, в п. 4 технического задания (Приложение N 1) установлено нарушение в виде избыточного описания объекта закупки, что выражено в детальном описании составных и прикладных элементов поставляемого товара, а также их динамических испытаниях, в том числе: требования к расходу воды на одно посещение туалета; требования к толщине стенки оцинкованного настила; требование к диаметру винтов в креплении пилонов к стойкам каркаса и т.д.
Общий объем описания остановочного павильона составляет 10 страниц. Требуем обязать Заказчика разместить аукционную документацию в копируемом формате, позволяющем осуществлять перенос сведений необходимых для заполнения первой части заявки в неизменном виде.
Заказчик в своих возражениях на довод жалобы об установлении избыточных требований пояснил, что требования к расходу воды на одно посещение туалета установлено заказчиком в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 920/пр "Об утверждении СП 30.13330.2020 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" таблицей А.1 "Расчетные расходы воды и стоков для санитарно-технических приборов" санитарные приборы "унитаз со смывным бачком" и "раковина, мойка".
Требование к толщине стенки оцинкованного настила установлено с целью обеспечения требований по технике безопасности, повышению прочности, устойчивости к влиянию агрессивных веществ и погодных условий, увеличению сроков службы, используются минимальные требования к толщине несущей стенки стандартного прессового оцинкованного настила. Толщина стенки менее 3 мм может привести к обрушению решетки вместе с оборудованием.
Требования к диаметру винтов в креплении пилонов к стойкам каркаса установлены для усиления надежного крепления пилонов, к стойкам каркаса фиксирующие винты с минимальным диаметром 4 мм.
Установленные технические требования приняты с учетом ГОСТ на материалы, не являются избыточными, а обусловлены потребностью заказчика. Используемые материалы имеются в свободном доступе и широко распространены на рынке строительных материалов.
Заказчик сообщил, что аукционная документация размещена изначально в копируемом формате, позволяющем осуществлять перенос сведений необходимых для заполнения первой части заявки в неизменном виде. Приложение N 1 техническое задание размещено в формате Word, что позволяет в течение нескольких секунд сохранить документ на рабочий стол и в течении нескольких минут через функцию "найти" убрать слова не более, не менее и т.д. Более того данный формат позволяет копировать, удалять, исправлять, добавлять текст.
Таким образом, Заказчик считает требование Заявителя в жалобе разместить документацию в копируемом формате, когда она и так размещена в таком формате, как минимум - некорректной.
Заявитель обращает внимание, что в соответствии с ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещаются действия, которые в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности довода жалобы, позволяющие прийти к выводу, что требования документации об электронном аукционе ограничивают конкуренцию.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка и монтаж товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-консалтинг" (ИНН: 6321132539) на действия Заказчика - МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж теплого остановочного павильона мкр. Вынгапуровский, начальная (максимальная) цена контракта - 5 700 000,00 рублей (извещение N 0190300003721000442), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 июня 2021 г. N 089/06/64-318/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021