Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
при участии в заседании в формате видеоконференцсвязи:
<__.> - представителя Уполномоченного органа по доверенности;
<__.> - представителя Заказчика по доверенности;
<__.> - представителя Заказчика по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания Урал" (ИНН:903136210) (далее - Заявитель, ООО "МК Урал") на действия Единой комиссии уполномоченного органа (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских одноразовых масок, начальная (максимальная) цена контракта - 144 160,00 рублей (извещение N 0190200000321005086) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии (вхд. N 3327 от 08.06.2021).
Заявитель считает, что аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 13.05.2021 10:16 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 02.06.2021 08:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 03.06.2021.
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 04.06.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, единая комиссия неправомерно отказала заявке ООО "МК Урал" в допуске к участию в электронном аукционе, заявка на участие N 109933989. ООО "МК Урал" просит рассмотреть сложившуюся ситуацию в электронном аукционе по извещению N 0190200000321005086 от 13.05.2021, объект закупки - поставка медицинских одноразовых масок.
Уполномоченный орган и заказчик не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе в электронной форме 0190200000321005086 от 03.06.2021, единая комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в документации об аукционе, приняла решение об отказе в допуске участнику закупки (заявитель), заявка N 109933989.
Основание для отказа в допуске заявке N 109933989: на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в нарушение пп. "б", п.2 ч.3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", участник закупки предлагает товар, который не соответствует потребности заказчика, требовалась маска хирургическая, предложена - маска медицинская.
Согласно доводу жалобы Заявителя, наименование "маска хирургическая" указывается в КТРУ 32.50.50.190-00002141 "Маска хирургическая, одноразового использования", "маска медицинская" не отличается ничем, только названием. Почти у всех Заказчиков в ТЗ указывается наименование в соответствии с КТРУ, но ни один Заказчик не отклонил заявку из-за наименования, т.к. технические характеристики соответствовали требуемым, что было соблюдено и в данной закупке.
Заказчик отклонил и не допустил ООО "МК УРАЛ" к участию в аукционе, заявка на участие N 109933989 с обоснованием причины отклонения: "участник закупки предлагает товар который не соответствует потребности заказчика, требовалась - маска хирургическая , предложена - маска медицинская".
ООО "МК Урал" не согласно с отказом в допуске, считает, что Заказчик необоснованно отклонил заявку.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного орган поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу ООО "МК Урал".
В своих возражениях на доводы жалобы, Уполномоченный орган сообщил, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось для государственного заказчика - Государственное казенное учреждение "Дирекция по обеспечению деятельности представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области и г. Екатеринбурге".
Уполномоченный органа также сообщил, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик при описании объекта закупки согласно статье 33 Закона о контрактной системе. Документация рассматриваемого аукциона содержала ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, в связи с чем, любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать. Принимая решение об участии в закупке, участник закупки, руководствуясь аукционной документацией, выразил свое безусловное согласие с требованиями Заказчика. При этом, Единая комиссия при рассмотрении первых частей заявок руководствуется условиями утвержденной заказчиком документации.
Уполномоченный орган в отзыве обратил внимание, на то что в полномочия аукционной комиссии входит проверка представленных участниками аукциона сведений на соответствие требованиям документации об электронном аукционе. Комиссия не вправе вносить какие-либо изменения в оформление и содержание документации, не имеет отношения к утверждению последней и при решении вопроса о допуске подавшего заявку к участию в аукционе руководствуется только условиями утвержденной заказчиком документации. Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссией было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Медицинская компания Урал" по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ООО "МК Урал".
Заказчик в своих возражениях сообщил, что пунктом 33 ("Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе") части 1 ("Сведения о проводимом аукционе в электронной форме") Документации об аукционе установлено, что участник закупки должен указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в "Потребности заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг", являющейся приложением к Документации об аукционе.
В силу пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, поскольку вопреки указанным выше положениям, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указан конкретный показатель товара, а именно - наименование товара - "Маска медицинская...", не соответствующий значению, установленному в Документации об аукционе - "Маска хирургическая", Единая комиссия правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Довод Заявителя в жалобе о том, что "Маска медицинская" и "Маска хирургическая" ничем не отличаются, только названием, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, так как даже в случае тождественности характеристик товаров, в заявке на участие в аукционе заказчик должен указать наименование товара, соответствующее Документации об аукционе, оговорки об ином в Законе о контрактной системе не содержится. Кроме того, доказательства идентичности указанных товаров Заявителем не представлены.
Довод Заявителя в жалобе о том, что другие заказчики не отклоняют заявки в аналогичных ситуациях, не имеет правового значения, как не основанный на нормативных правовых актах и не подтверждённый доказательствами. Заказчик, Единая комиссия руководствуются в своей деятельности требованиями законодательства, а не практикой деятельности других заказчиков, которая может быть ошибочной.
Заказчик считает доводы Заявителя необоснованными и в действиях Единой комиссии отсутствует нарушение норм Закона о контрактной системе, считаем необходимым признать жалобу Заявителя необоснованной.
На заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что решением единой комиссии уполномоченного органа, заявке N 109933989 участника закупки (заявитель) было отказано в допуске на участие в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, так как в нарушение пп. "б", п.2 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, участник закупки предлагает товар, который не соответствует потребности заказчика по наименованию товара, требовалась маска хирургическая, предложена - маска медицинская.
При этом представленная Заявителем в заявке N 109933989 на участие в закупке характеристика товара, работ, услуг (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики), соответствуют требованиям Заказчика, установленным в описании объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара в соответствии с РУ |
Требование Заказчика |
Предложение Участника |
1. |
Маска медицинская одноразовая, нестерильная по ТУ 32.50.50-005-35196086-2020
|
Исполнение: на резинке Количество слоев: Наличие антибактериального фильтра: да Наличие гибкого носового фиксатора в верхней части маски: да Размер: не менее 175х95 мм и не более 176х96 мм. Материал: Наружные слои изготовлены из гипоаллергенного полимерного нетканого материала, обладающего водоотталкивающими свойствами, воздухопроницаемостью и пониженным ворсоотделением, промежуточный слой (фильтрующий) из нетканого материала на основе полипропилена.
Количество: 26 500 шт. |
Исполнение: на резинке Количество слоев: 3 Наличие антибактериального фильтра: да Наличие гибкого носового фиксатора в верхней части маски: да Размер: 175х95 мм. Материал: Наружные слои изготовлены из гипоаллергенного полимерного нетканого материала, обладающего водоотталкивающими свойствами, воздухопроницаемостью и пониженным ворсоотделением, промежуточный слой (фильтрующий) из нетканого материала на основе полипропилена.
Количество: 26 500 шт. Страна происхождения товара: Россия |
В Приложение N1 потребность заказчика, часть 2 Технического задания аукционной документации указано наименование объекта закупки: Поставка медицинских одноразовых масок.
Таким образом, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку медицинских одноразовых масок (извещение N 0190200000321005086), единая комиссия уполномоченного органа фактически отказала участнику закупки (заявитель) в допуске к участию в аукционе, поскольку участник закупки указал товар, который не соответствует потребности заказчика по наименованию товара
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе разделяет понятия "наименование" и "описание" объекта закупки. Если требования к описанию объекта закупки состоят в указании функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости), то требования к указанию наименования в первой части заявки на участие в электронном аукционе законом установлены лишь следующие: в заявке должно содержаться указание на товарный знак (при наличии) - подпункт "б" пункт 2 части 3 статьи Закона о контрактной системе.
Таким образом, закон и заказчик в аукционной документации не предусматривают каких- либо специальных требований к указанию наименования объекта закупки, в состав которого не входит указание на товарный знак. Положения документации, как и нормы Закона о контрактной системе, не предусматривают права аукционной комиссии отклонять заявки в случае обнаружения несоответствия наименования товара, указанному в документации.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что в рассматриваемом случае при условии указания в заявке тех же функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик (перечня наименований показателей необходимого товара и значений таких показателей), то есть сущностного соответствия предлагаемого участником закупки к поставке товара требуемому в документации, словесное несоответствие заявки в части наименования объекта закупки, которое согласно положениям законодательства о контрактной системе и аукционной документации не относится к конкретным показателям самого товара, не может быть признано законным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки.
В определении Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 310-КГ18-10323 по делу N А23-6045/2017, также указано, что одно лишь словесное несоответствие заявки в части наименования объекта закупки не может быть признано законным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия уполномоченного органа неправомерно приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки при рассмотрении первых частей заявок.
Следовательно, отказав заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, единая комиссия нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные единой комиссией, являются существенным и повлияло на результаты электронного аукциона.
Данные нарушения необходимо устранить при повторном рассмотрении первых частей заявок, в связи с чем заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки выдается соответствующее предписание.
Доводы жалобы Заявителя находят свое подтверждение и являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинская компания Урал" (ИНН:903136210) на действия Единой комиссии уполномоченного органа (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских одноразовых масок, начальная (максимальная) цена контракта - 144 160,00 рублей (извещение N 0190200000321005086), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц - членов единой комиссии, о необходимости представить в срок до 28.06.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- приказ (распоряжение) об утверждении состава Аукционной комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 29.06.2021 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-shulika@fas.gov.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 июня 2021 г. N 089/06/67-320/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021