Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев жалобу ООО "МД-консалтинг" (ИНН: 6321132539) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) при проведении аукциона в электронной форме на устройство объекта "Горка-парк", начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,000 рублей (извещение N 0190300002121000292) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3503 от 15.06.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 04.06.2021 10:41 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.06.2021 08:30 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 16.06.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 17.06.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. В документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки. Вместе с тем, в ответе на запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчик внес изменения в положения аукционной документации, включив требование о включении в первую часть заявки конкретных характеристик товаров. Разъяснение изменило суть документации. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
2. Техническая часть документации о закупке содержит ограничения: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки.
Заказчик с доводами Заявителя, изложенными в жалобе не согласен. Представил письменные возражения, в которых сообщил, что вся документация об электронном аукционе общедоступна, соответствует требованиям Закона ог контрактной системе, а также размещена с возможностью копировать.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно ч. 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений установлен статья 65 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, он обратился к Заказчику предоставить разъяснения положений аукционной документации, а именно:
Согласно п 5.14. информационной карты в первой части заявки требуется согласие на выполнение работы, в то время как в описании объекта закупки есть описание товара.
Заявитель просил уточнить - достаточно ли в первой части заявки предоставить согласие на выполнение работ, либо требуется также предоставлять описание какого-либо товара. Если нужно конкретизировать товар - просим предоставить характеристики в формате word с возможностью редактирования, чтобы участник мог данную конкретизацию подготовить.
Заказчик дал следующий ответ на запрос разъяснений: "в ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации по электронному аукциону 0190300002121000292 сообщаю, что согласно аукционной документации участнику необходимо заполнить и предоставить на проверку спецификацию с конкретными характеристиками товара. Характеристики в формате word указаны в приложении N1 к техническому заданию (спецификация) и данный документ размещен в аукционной документации".
Заявитель считает, что Заказчик своим разъяснением документации изменил ее суть, тем самым допустил нарушение требований части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, оценив изложенные сторонами обстоятельства, изучив представленные документы установила, что в документации об электронном аукционе по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устройству объекта "Горка-парк", в пункте 5.14 раздела 5 указано:
5.14. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требование о предоставлении информации в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по пунктам 1), 2) части 5.14. дополнительно устанавливается в Информационной карте аукциона в зависимости от предмета аукциона.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Количественный показатель товара, указанный в Спецификации материалов, используемых для выполнения работ, оказание услуг, не может быть изменён, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, после заключения контракта
В пункте 5.14 Информационной карты электронного аукциона, которая является неотъемлемой частью настоящей документации об аукционе и дополнением к общим условиям проведения аукциона, указано следующее.
5.14. |
Требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). |
Из анализа содержания требований пункта 5.14 аукционной документации и пункта 5.14 информационной карты следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что участнику заявки было достаточно в первой части заявки предоставить согласие на выполнение работ.
При этом из разъяснений Заказчика положений аукционной документации следует, что участнику необходимо заполнить и предоставить на проверку спецификацию с конкретными характеристиками товара. Характеристики в формате word указаны в приложении N1 к техническому заданию (спецификация) и данный документ размещен в аукционной документации".
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что разъяснения, данные заказчиком в отношении предоставления конкретных характеристик товара, изменяют суть аукционной документации.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно разъяснениям ФАС России (письмо от 25.06.2020 N ИА/53616/20) с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в заявке конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждения и является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Приложение N 1 к техническому заданию в формате ".PDF" размещено без возможности осуществления копирования текста.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что приложение N 1 к техническому заданию (спецификация), на который ссылается Заявитель, размещен как в формате WORD, так и в формате PDF и возможно копирование.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что приложение N 1 к техническому заданию (спецификация), на который ссылается Заказчик, в формате WORD не размещено. Спецификация с конкретными характеристиками товара, размещена в ЕИС в общедоступном формате "PDF", который доступен для ознакомления.
Текст в файле целиком и его отдельные фрагменты недоступны для копирования в виде распознанного текста. Размещение документов в не копируемом формате ограничивает возможностей участников закупки для использования при подготовке первой части заявки на участие в закупке.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе, о чем 15.06.2021 размещен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего разъяснение положений документации, нарушают требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок о контрактной системе не выдавать.
Доводы Заявителя нашли свое подтверждение и являются обоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-консалтинг" (ИНН: 6321132539) на действия Заказчика - МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" (ИНН: 8901015840) при проведении аукциона в электронной форме на устройство объекта "Горка-парк", начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,000 рублей (извещение N 0190300002121000292), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностного лица ответственного за утверждение документации об аукционе, о необходимости представить в срок до 01.07.2021 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц - назначается на 02.07.2021 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 28.2 КоАП физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки указанных лиц, протокол об административном правонарушении будет составлен в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Копия протокола будет направлена лицу, в отношении которого он составлен, по почте.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 июня 2021 г. N 089/06/65-336/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021