Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.06.2021 N 358 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Медсервис" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - департамента здравоохранения Белгородской области, уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, заявителя - ООО "Медсервис", рассмотрев материалы дела N 031/06/64-420/2021 по жалобе ООО "Медсервис" на положения документации об электронном аукционе на поставку специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь на 2021 год (закупка N 0126200000421002088) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Медсервис" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: указанным в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе функциональным, техническим и качественным характеристикам, требуемого к поставке товара, соответствует исключительно продукт энтерального питания "Нутриция Нутридринк Нутризон сухая смесь" (Нутриция, Нидерланды), что указывает на ограничение количества участников закупки.
В жалобе заявитель также указал, что требования к составу показателей характеристик товара не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения закупаемой продукции.
При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, представляется возможным изменить требования по таким показателям пищевой ценности как: белок, жир, углеводы, энергетическая ценность, а также изменить требования к фасовке.
Внесение в документацию об Электронном аукционе соответствующих изменений позволит поставить эквивалентный продукт - Нутриэн Стандарт сухая смесь (производитель "Инфаприм", Россия), который как и "Нутриция Нутридринк Нутризон сухая смесь" (позиция 86), также присутствует в Перечне продуктов специализированного лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденном Распоряжением Правительства РФ N 3242 от 7 декабря 2020 года (позиция 77).
Заказчик, уполномоченный орган представили возражения на жалобу ООО "Медсервис", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель ООО "Медсервис" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласны с доводами жалобы, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Медсервис", возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.05.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе, 01.06.2021 - извещение и документация об Электронном аукционе с изменениями.
Объект закупки - поставка специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь на 2021 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 622 976,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Медсервис" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом указать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из смысла приведенных норм Закона о контрактной системе также следует, что они направлены на обеспечение конкуренции не между производителями товаров, а между участниками определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчиков в необходимом им товаре, работе, услуге.
Анализ представленной документации об Электронном аукционе показал, что описание объекта закупки содержится в Приложении N1 "Описание объекта закупки" документации об Электронном аукционе (далее - Техническое задание)
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что к поставке требуется смесь энтеральная сухая, Нутризон Эдванст Нутридринк в силу следующих обстоятельств.
Согласно статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья, в том числе относится соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 3242-р утвержден Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год (далее - Перечень).
Перечень содержит исчерпывающий перечень наименований специализированных продуктов лечебного питания, в том числе "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь" (позиция N86 Перечня).
Закупка смеси осуществляется в соответствии с заявкой на медицинскую продукцию (ЛП и МИ), закупаемую для обеспечения льготных категорий граждан на 2021 год, составленной на основании назначений лечащих врачей (копии выписок из болезней представлены в материалы дела).
Анализ представленных заказчиком выписок из болезней показал, что пациентам лечащим врачом рекомендован к применению исключительно "Нутризон эдванст Нутридринк".
Полномочия лечащего врача по назначению лечения, в том числе по назначению специализированных продуктов лечебного питания, закреплены частью 2 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Таким образом, потребностью заказчика является товар - "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь".
Из приложения к свидетельству о государственной регистрации продукции N RU 77.99.32.004.R. 000830.03.20 от 25.03.2020 на продукцию - специализированный продукт для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь" (копия представлена в материалы дела) следует, что требования к объекту закупки, содержащиеся в документации об Электронном аукционе, согласуются с характеристиками, содержащимися в таком приложении.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что указание заказчиком в документации об Электронном аукционе характеристик объекта закупки необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, является правомерным.
Указанный вывод Комиссии согласуется с письмом Федеральной антимонопольной службой России от 24.03.2011 г. NАЦ-10308.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126200000421002088 от 11.06.2021 на участие в Электронном аукционе подано 3 заявки на участие в Электронном аукционе от участников закупки.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медсервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 июня 2021 г. N 031/06/64-420/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021