Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 15.06.2021 N 366 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Гарвей" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Центр крови Белгородской области", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представителя заявителя - ООО "Гарвей" (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-424/2021 по жалобе ООО "Гарвей" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий наборов для донорской крови на 2022-2023 год (закупка N 0126200000421002284) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарвей" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в пункте 30 документации об Электронном аукционе установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
В пункте 25 документации об Электронном аукционе заказчиком установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в Электронном аукционе.
При этом в числе прочих отсутствует требование о наличии документов, предусмотренных Постановлением N102, то есть отсутствует документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" (абзац 5 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 102).
При указанных обстоятельствах, полагает заявитель, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подпункт "б" пункта 2 Постановления N 102.
2) Описание объекта закупки, содержащееся в документации об Электронном аукционе, не соответствует Правилам заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 года N 797 (далее - Правила).
Таким образом, считает заявитель, заказчиком допущены нарушения пунктов 1-2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, для медицинского изделия ("Набор для донорской крови, двухкамерный") в КТРУ существует код 32.50.13.190-00173, описание которого полностью соответствует действующим Правилам.
Для медицинского изделия ("Набор для донорской крови, трехкамерный") в КТРУ существует код 32.50.13.190-00460, описание которого полностью соответствует действующим Правилам.
Для медицинского изделия ("Набор для донорской крови, четырехкамерный") в КТРУ существует код 32.50.13.190-00584, описание которого полностью соответствует действующим Правилам.
3) В извещении и документации об Электронном аукционе отсутствует информация о количестве закупаемого товара.
Вместе с тем, в 2019-2021 годах заказчиком медицинские изделия закупались с указанием их количества.
Согласно пункту 5.1 проекта контракта поставка товара осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента передачи Поставщику Заявки о получении товара.
Заявитель считает, что установленный проектом контракта срок поставки товара делает невозможным такое планирование, поскольку участнику закупки не известно количество товара, которое необходимо произвести и в последствии поставить в адрес заказчика.
При указанных обстоятельствах заказчиком допущены нарушения пункта 2 абзаца 1 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган представили возражения на жалобу ООО "Гарвей", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ООО "Гарвей", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Гарвей", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.06.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка медицинских изделий наборов для донорской крови на 2022-2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 100 427,20 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Гарвей" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Объектом исследуемой закупки является поставка наборов для донорской крови. Указанные медицинские изделия согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" документации об Электронном аукционе (далее - Спецификация) имеют следующие коды позиции 32.50.13.190-00171, 32.50.13.190-00463, 32.50.13.190-00458, 32.50.13.190-00463, 32.50.13.190-00586. Вышеперечисленные коды включены в Перечень N 2 Постановления N 102.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановления N 102 в пункте 30 Раздела 2. "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно пункту 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с пп. "в" п.2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Постановлением N 102 не предусмотрена обязанность представления участниками закупки во вторых частях заявок документа, подтверждающего соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Учитывая изложенное выше, первый довод жалобы не нашел подтверждения.
2. В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Из части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе следует, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На заседании Комиссии представитель заявителя указал следующее.
В Приложении N 1 "Перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов" к Правилам указано требование к объему заготавливаемой крови - "45050 мл. без антикоагулянта".
При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, допустимый и обязательный минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл без антикоагулянта, а максимальный - 500 мл без антикоагулянта.
Согласно описанию объекта закупки, емкость основного контейнера, содержащая антикоагулирующий раствор и/или консерванты для эритроцитов объемом 63 мл, составляет:
- позиция N 1 объекта закупки ">= 351 и <= 450 мл";
- позиция N 2 объекта закупки ">= 351 и <= 450 мл";
- позиция N 3 объекта закупки "> 350 и <= 450 мл";
- позиция N 4 объекта закупки ">= 351 и <= 450 мл";
- позиция N 5 объекта закупки "> 351 и <= 450 мл".
Такое описание объекта закупки не соответствует Правилам заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, поскольку в выбранных Заказчиком кодах КТРУ в качестве обязательной для применения характеристики включена "Емкость основного контейнера" с выше обозначенным значением, что не позволит вместить в себя объем крови 45050 мл без антикоагулянта, предусмотренный Правилами заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов.
Представитель заказчика пояснил, что при установлении требований к объемам емкостей контейнеров руководствовался Правилами использования КТРУ.
При этом Правила заготовки не содержат требования к предельным показателям объема крови, осуществляемой для забора при сдаче крови, а содержат перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов, содержащихся в том числе в объеме 45050 мл для крови консервированной без антикоагулянта и объеме 450
50 мл для крови консервированной, лейкоредуцированной без антикоагулянта.
Комиссия отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Следовательно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Предмет закупки включен в КТРУ, следовательно, заказчик обязан применять информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ.
При указанных обстоятельствах предмет закупки описан в соответствии с действующим законодательством РФ о контрактной системе, что указывает на необоснованность второго довода жалобы.
3. В жалобе заявитель указал, что сроки поставки повара являются неисполнимыми. В доказательство представил в материалы дела копию письма ООО "Синтез" от 10.06.2021 из которого следует, что общество производит контейнера полимерные для крови и ее компонентов в течение 30-40 дней с момента размещения заявки.
Кроме того, указал, что заказчиком неправомерно не определено количество требуемого к поставке товара.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что медицинские изделия закупаются заказчиком для удовлетворения государственных нужд на 2022-2023 годы.
При указанных обстоятельствах не представляется возможным определить конкретное количество закупаемого товара.
Срок поставки товара установлен исходя из потребности заказчика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.
Согласно пункту 5.1 проекта контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 2 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, поставка осуществляется в следующие сроки: |
планируемый срок поставки с 01.01.2022 г. по 01.12.2023 г. Заказчик формирует Заявку о получении товара (приложение N 4 Контракта) в соответствии со своей потребностью в Товаре. Поставка товара осуществляется по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Поставка товара осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента передачи Поставщику Заявки о получении товара (приложение N 4 Контракта). Поставка осуществляется в рабочие дни с 09 часов 00 минут до 15 часов 00 минут. силами и средствами Поставщика по адресам, указанным в Приложении N 2 "Отгрузочная разнарядка". Поставщик за 3 дня до осуществления поставки товара в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N2 к Контракту) направляет уведомление о времени доставки товара в место доставки. |
Закон о контрактной системе не содержит требований, касающихся определения срока выполнения работ.
В этой связи заказчик установил существенные условия контракта, в том числе, срок поставки товара, исходя из имеющейся потребности.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126200000421002284 от 15.06.2021 на участие в Электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки.
Таким образом, представляется возможным выполнить поставку товара в необходимом заказчику объеме в установленные документацией об Электронном аукционе сроки.
Соответственно, довод заявителя о том, что заказчиком в документации установлены сроки, в которые осуществить поставку требуемого товара не невозможно, носит предположительный характер.
При этом заявителем при рассмотрении дела не представлено ни одного нормативного правового акта, определяющего такие минимальные сроки.
Таким образом, учитывая, что в действующем законодательстве РФ не содержится норм, позволяющих определить минимальный срок для поставки товара, указанного в документации об Электронном аукционе, а также то, что на участие в Электронном аукционе были поданы 4 заявки Комиссия приходит к выводу, что заявителем не доказан факт включения в документацию об Электронном аукционе заказчиком условий, нарушающих положения Федерального закона N 44-ФЗ и ограничивающих в связи с этим конкуренцию в части ограничения числа участников закупок.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гарвей" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 июня 2021 г. N 031/06/64-424/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021