Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "Меркурий Транс Групп" на действия заказчика МКУ "Тюменьгортранс" при проведении электронного аукциона NАЭ-0616/21 на поставку дорожных знаков (реестровый номер закупки 0167300000521000693),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) 07.06.2021 поступила жалоба ООО "Меркурий Транс Групп" на действия заказчика МКУ "Тюменьгортранс" при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что 28.05.2021 заказчиком в ЕИС и на электронной площадке размещен проект контракта, в спецификации которого содержалась информация о показателях товара, отличная от той, которая была указана в первой части заявки ООО "Меркурий Транс Групп" на участие в аукционе. В этой связи, Общество разместило на электронной площадке протокол разногласий, однако, заказчиком 02.06.2021 был повторно размещен для подписания проект контракта в прежней редакции, но без учета замечаний которые были указаны в протоколе разногласий. Заявитель полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ, в связи с чем просит признать действия (бездействия) заказчика по неудовлетворению замечаний, незаконными и обязать последнего включить в проект контракта информацию о товаре (товарном знаке и конкретных показателях товара, стране происхождения товара), указанных в заявке участника электронной процедуры, в соответствие с пунктом 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения (вх.N 6076 от 11.06.2021) на жалобу заявителя, из которых следует, что формировании технического задания документации об электронном аукционе заказчик исходил из специфики своей деятельности, установил стандартные показатели товара в границах требуемых значений, что не свидетельствует об ограничении конкуренции. Целью размещения муниципального заказа является удовлетворение потребностей заказчика в товаре, поставка которого является предметом контракта, при этом заказчик не имел законных оснований для изменения спецификации к контракту, учитывая, что победитель при подаче заявки выразил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Заказчик просит жалобу заявителя признать необоснованной.
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения (вх.N 6181 от 15.06.2021) на жалобу заявителя, из которых следует, что заявителем в составе первой части заявки дано согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. В тоже время, заявитель прикрепил в составе первой части заявки файл, содержащий изображение элементов крепления. Аукционная комиссия изучив приложенный документ пришла к выводу, что изложенная в нем информация не противоречила требованиям аукционной документации, при этом изображение элементов крепления визуально соответствовало эскизам, размещенным в Приложении N 2 к спецификации Приложения N 2 документации об электронном аукционе. Оснований для отказа в допуске к участию ООО "Меркурий Транс Групп" в электронном аукционе, предусмотренных частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционной комиссией уполномоченного учреждения не выявлено. Уполномоченное учреждение просит жалобу заявителя признать необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-0616/21 на поставку дорожных знаков, с начальной (максимальной) ценой контракта 233 140, 23 рублей, в интересах заказчика МКУ "Тюменьгортранс". Информация об электронном аукционе была размещена 14.05.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000521000693.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.
Тюменским УФАС России в рамках подготовки к рассмотрению дела направлен запрос оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (исх.N ИВ/3837 от 11.06.2021) с требованием направить в электронном виде в антимонопольный орган заявки участников поступившие на участие в рассматриваемой закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Статьёй 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган (учреждение) при описании объекта закупки в документации о закупке.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) заказчиком осуществляется закупка 6 (шести) позиций дорожных знаков: "главная дорога" (2.1), "пешеходный переход" (5.19.1), "пешеходный переход" (5.19.1), "пешеходный переход" (5.19.2), "стоп-линия" (6.16), "уступите дорогу" (2.4) - по каждой позиции установлены соответствующие характеристики.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Законодателем прямо предусмотрено, что документация о закупке обязательно должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, позволяющую определить порядок заполнения заявки на участие в аукционе, конкретный перечень товаров, в отношении которых необходимо дать предложения, конкретный перечень показателей, в отношении которых необходимо указать значения.
Важно отметить, что инструкция участникам закупки - это документ, содержащий основные правила и требования к заполнению форм, представленных в составе документации о закупке, и оформлению заявки.
При этом, инструкция по заполнению заявки играет определяющую роль для участников закупок в целях предотвращения возникновения ошибок при заполнении и формировании своих заявок, поскольку инструкция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должна содержаться в составе документации о закупке в качестве обязательного раздела.
В этой связи, необходимо учитывать, что требования инструкции по заполнению заявки формируются заказчиком в каждом конкретном случае осуществления закупки.
Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе N АЭ-0616/21 в разделе 1 (пункт 1.5.1.1.1) содержит требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе. Так, пункт 1.5.1.1.1 содержит указания по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: в случае если показатель товара и его значения не содержит сноску в виде символа "**", то такой показатель является неизменным (конкретным) показателем товара и подлежит указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив спецификацию (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) и соответствующие пункты 1.5.1.1, 1.5.1.1.1, пункт 41 раздела 2 документации об электронном аукционе N АЭ-0616/21 приходит к выводу, что участникам закупки не требовалось изменять (корректировать) характеристики поставляемых дорожных знаков, поскольку упомянутая выше спецификация не содержала сноску в виде символа "**" соответственно, все характеристики дорожных знаков по каждой позиции являлись неизменными, что в свою очередь исключало для участника закупки возможность указывать конкретные значения показателей товара.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (вх.N 6080 от 15.06.2021) на участие в рассматриваемом аукционе подано три заявки с идентификационными номерами заявок: 128, 198, 229. При этом, участники с идентификационными номерами 128, 198 прикрепили в составе первой части заявки файл в формате "docx" который содержал спецификацию на поставляемый товар, в то время, как заявка с идентификационным номером 229 такого документа не содержала, при этом все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
При этом, Комиссия Тюменского УФАС России соглашается с позицией уполномоченного учреждения относительно того, что информация, отраженная Обществом в отдельном файле в составе первой части заявки в целом не противоречила положениям документации о закупке и с учетом требований подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 1.5.1.1, 1.5.1.1.1, пункта 41 раздела 2 документации об электронном аукционе N АЭ-0616/21 не имела в данном случае правового значения для определения соответствия указанной заявки требованиям аукционной документации.
27.05.2021 состоялось заседание аукционной комиссии по подведению итогов указанного электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 3/АЭ-0616/21 от 27.05.2021 из которого следует, что победителем был признан участник закупки - ООО "Меркурий Транс Групп" (идентификационный номер заявки - 198), сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении электронного аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Порядок заключения контракта по результатам публичной электронной процедуры предусмотрен статьёй 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Как следует из представленных документов, 28.05.2021 заказчиком через оператора электронной площадки, обеспечивающего проведение электронного аукциона, в адрес победителя электронной процедуры был направлен проект контракта, в который была включена цена контракта, предложенная участником электронного аукциона, а также спецификация к товару (Приложение N 1 к контракту) соответствующая аукционной документации.
Однако, 02.06.2021 победителем электронного аукциона был сформирован протокол разногласий к проекту контракта N 04001.21.041 на поставку дорожных знаков, в котором заказчику со ссылкой на положения части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано на необходимость внесения изменений в Приложение N 1 к проекту муниципального контракта (спецификация) и изложить её в иной редакции.
Комиссией Тюменского УФАС России изучено содержание спецификации приложенной ООО "Меркурий Транс Групп" в составе первой части заявки в виде отдельного файла формата "docx" и было установлено следующее.
По показателю N 1 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N1 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы. Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы.
Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки.
В комплекте с дорожным знаком поставляются односторонний хомут в количестве двух штук. Хомут имеет возможность крепления к граненым опорам различного поперечного сечения в диапазоне от 70 до 130 мм, эскиз представлен в Приложении N6 к спецификации. В составе двух хомутов предусмотрен комплект оцинкованных метизов (Болт М8х20 - 4 шт; гайка М8 - 4 шт; шайба Ф8 - 8 шт; болт М10х70 - 8 шт, гайка М10 - 8 шт; шайба Ф10 - 16 шт.).
Хомут имеет защитное покрытие, выполненное методом горячего оцинкования".
По показателю N 2 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N4 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы.
Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы дорожного знака.
Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки.
В комплекте с дорожным знаком поставляются двусторонний хомут в количестве двух штук. Хомут имеет возможность крепления к граненым опорам различного поперечного сечения в диапазоне от 70 до 130 мм, эскиз представлен в Приложении N5 к спецификации. В составе двух хомутов предусмотрен комплект оцинкованных метизов (Болт М8х20 - 8 шт; гайка М8 - 8 шт; шайба Ф8 - 16 шт; болт М10х70 - 8 шт; гайка М10 - 8 шт; шайба Ф10 - 16 шт) . Хомуты имеют защитное покрытие, выполненное методом горячего оцинкования".
По показателю N 3 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N4 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы.
Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы дорожного знака строго по горизонтальной оси.
Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки".
По показателю N 4 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N4 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы.
Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы дорожного знака.
Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки".
По показателю N 5 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N6 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы. Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы. Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки.
В комплекте с дорожным знаком поставляются односторонний хомут в количестве двух штук. Хомут имеет возможность крепления к граненым опорам различного поперечного сечения в диапазоне от 70 до 130 мм, эскиз представлен в Приложении N3 к спецификации. В составе двух хомутов предусмотрен комплект оцинкованных метизов (Болт М8х20 - 4 шт; гайка М8 - 4 шт; шайба Ф8 - 8 шт; болт М10х70 - 8 шт, гайка М10 - 8 шт; шайба Ф10 - 16 шт.).
Хомут имеет защитное покрытие, выполненное методом горячего оцинкования".
По показателю N 6 были исключены следующие формулировки спецификации (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе): "Материал изготовления основы дорожного знака - сталь оцинкованная. Геометрические параметры и конструктивное исполнение металлической основы дорожного знака соответствует эскизам, приведенным в Приложении N 7 к спецификации. Основа имеет сплошную двойную отбортовку по всему периметру, включая углы. Материал изготовления элементов крепления дорожного знака - сталь оцинкованная. Элементы крепления располагаются на оборотной стороне основы. Элементы крепления представляют собой кронштейны, выполненные из цельного металлического оцинкованного листа методом штамповки. Эскиз представлен в Приложении N 2 к спецификации. Фиксация элементов крепления на основу дорожного знака осуществляется при помощи контактной точечной сварки".
Кроме этого, во всех шести позициях показателей содержалось дополнительное предложение: "Элементы крепления указаны в п. А) и Б) документа (стр. 5)".
Заказчик в свою очередь, в тот же день, отвергнув замечания ООО "Меркурий Транс Групп", направил в адрес последнего проект муниципального контракта в первоначальной редакции.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 443 Гражданского кодекса РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и новой офертой.
Таким образом, в случае направления Обществом протокола разногласий с предложением заключить контракт на иных условиях, чем предусмотрено аукционной документацией, в силу вышеприведенных норм Закона о контрактной системе, не может порождать для заказчика юридической обязанности по заключению контракта, поскольку обратное искажало бы саму суть закупочных процедур, направленных на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких процедур, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В этой связи, Комиссия также считает необходимым указать на ошибочное толкование заявителем положений части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, поскольку из буквального толкования указанной нормы в проект контракт подлежит обязательному включению информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры, только в том случае, если данная обязанность напрямую вытекает из требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и соответствующих положений аукционной документации.
В рассматриваемом случае участникам аукциона в первой части заявки необходимо было выразить "простое согласие" на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), заказчиком в проект контракт должна быть включена только цена контракта, предложенная участником электронного аукциона и характеристики товара, установленные в документации об аукционе.
Нельзя не согласиться с представителем муниципального заказчика, который в ходе заседания Комиссии отметил, что изменять спецификацию (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта) заказчик не имеет права. В данном случае, требования документации о закупке были изложены таким образом, чтобы не допустить возможности участникам закупки произвольно изменять значимые характеристики поставляемого товара (дорожных знаков) указанных в спецификации. Иное не позволяло бы соблюсти важнейший принцип законодательства о контрактной системе - достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следует также учитывать, что требования пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе о том, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, в данном случае лишь дополнительно подтверждают то, что информация о показателях поставляемого товара может быть признана несоответствующей требованиям документации о закупке только в случае, если предоставление указанных конкретных показателей требовалось в первой части заявки в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки, а не во всех без исключения случаях, в том числе и тогда, когда конкретные показатели товара предоставлять в составе первой части заявки не требовалось.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России принимает во внимание пояснения уполномоченного учреждения о том, что изложенная ООО "Меркурий Транс Групп" в первой части заявки информация не противоречила требованиям аукционной документации, в свою очередь отсутствие аутентичности и дословного воспроизведения текста технического задания, содержащегося в спецификации (Приложения N 2 документации об электронном аукционе) в приложенной Обществом к заявке информации, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии такой заявки установленным требованиям при соблюдении участником закупки порядка подачи заявки на участие в электронной процедуре.
Само по себе прикрепление участником закупки в составе первой части заявки в виде отдельного файла спецификации в рассматриваемом контексте не имеет правового значения, поскольку аукционная комиссия действует строго в рамках утвержденной документации об аукционе и установленных в ней требований к товару и какими-либо иными полномочиями не обладает. Так, часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе прямо предусматривает, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. При этом, слова "установленным документацией о таком аукционе" должны пониматься не ограничительно, как сугубо показатели (характеристики) поставляемого товара, а им должно придаваться расширительное толкование с учетом обязательных требований к оформлению заявки, содержащихся в инструкции по заполнению заявки - которая является обязательным разделом документации об электронном аукционе, поскольку содержит основные правила и требования к оформлению заявки. Следовательно, требования инструкции по заполнению заявки обладают приоритетом перед теми документами, которые участник закупки не обязан представлять в составе заявки, но все-таки представил при ее формировании и подаче для участия в процедуре закупки (в рассматриваемом случае, спецификация на поставляемые дорожные знаки в виде отдельного файла формата "docx").
То обстоятельство, что программно-аппаратные средства электронной площадки предоставляют техническую возможность участникам закупки прикрепить в составе первой части заявки отдельный файл с указанием показателей (характеристик) поставляемого товара, вовсе не указывает на то, что аукционной комиссией были допущены какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе при оценке первой части заявки участника закупки, поскольку в каждом конкретном случае осуществления закупки необходимо учитывать положения документации о закупке, и в частности, одного из её обязательных разделов - инструкции по заполнению заявки.
Между тем, электронная площадка осуществляет свою деятельность на основании утвержденного регламента электронной площадки, которая обязана обеспечивать надлежащую работу всех без исключения программно-аппаратных средств, а вместе с ним и осуществление всех операций которые предусмотрены функционалом электронной площадки в личном кабинете. При этом, функционал электронной площадки не обязан учитывать процедурные особенности в части тех действий, которые участники закупки обязаны осуществлять в соответствии требованиями документации о закупке в рамках конкретной электронной процедуры (достаточно ли предоставить только согласие на поставку товара, либо необходима совокупность действий: согласие на поставку товара, указание конкретных показателей товара, а также страны происхождения товара). В данном случае техническая возможность прикрепления показателей поставляемого товара действует на электронной площадке по умолчанию, и не блокируется оператором электронной площадки.
Соответственно, в оспариваемых действиях заказчика и аукционной комиссии уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также нарушение прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки, и полагает необходимым признать жалобу ООО "Меркурий Транс Групп" необоснованной.
В тоже время, Комиссия Тюменского УФАС России, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку действий заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Комиссия Тюменского УФАС России оценив вышеупомянутый протокол разногласий, полагает, что в данном случае, исходя из положений части 4 и 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в случае размещения на электронной площадке победителем закупки протокола разногласий заказчик обязан рассмотреть такой протокол разногласий, а также разместить доработанный проект контракта или повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
В рамках проведения внеплановой проверки Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (исх.N ДП/3849 от 15.06.2021) о подтверждении информации о том, размещался ли заказчиком на электронной площадке отдельный документ с указанием причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
На указанный запрос поступил ответ от оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (вх.N 6167 от 15.06.2021) из которого следовало, что указанный документ МКУ "Тюменьгортранс" в личном кабинете заказчика на электронной площадке не размещался.
На вопрос Комиссии, размещался ли заказчиком в единой информационной системе, а также на электронной площадке отдельный документ с указанием причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры, представитель заказчика отметил, что указанный документ не размещался, при этом, с победителем электронного аукциона состоялся телефонный разговор, в ходе которого Обществу были разъяснены причины отказа учесть замечания, которые содержались в протоколе разногласий.
Таким образом, в рассматриваемых действиях (бездействии) заказчика - МКУ "Тюменьгортранс" усматривается нарушение требований части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, что в свою очередь указывает на наличие признаков состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России учитывая характер допущенного нарушения, а также наличие в единой информационной системе и на электронной площадке размещенной информации (извещения) об отмене процедуры заключения контракта по результатам электронного аукциона N АЭ-0616/21 на поставку дорожных знаков (реестровый номер закупки 0167300000521000693), решила обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий Транс Групп" на действия заказчика МКУ "Тюменьгортранс" при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (реестровый номер закупки 0167300000521000693) необоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "Тюменьгортранс" нарушившим требования части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2021 г. N 072/06/44/98/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021