Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу индивидуального предпринимателя Голубева Тимофея Юрьевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (систем эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421002643),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 09.06.2021 (время: 09:14) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Голубева Тимофея Юрьевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (систем эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что пунктом 5.1 проекта государственного контракта предусмотрен срок поставки оборудования: "поставка оборудования осуществляется поставщиком одной партией в срок до 17.07.2021 с момента заключения контракта". Заявитель полагает, что указанное условие проекта контракта предусматривает чрезмерно сжатый (невыполнимый) срок поставки оборудования и по факту составляет 6 (шесть) рабочих дней с момента заключения контракта (с учетом сроков необходимых для размещения протокола подведения итогов электронного аукциона и срока, предусмотренного для заключения контракта), исходя из того, что крайней датой подписания контракта является 08.07.2021, что в свою очередь свидетельствует о том, что данные действия заказчика направлены для обеспечения победы конкретному поставщику, у которого уже есть требуемое оборудование в резерве, что создает препятствия для поставки оборудования другим участникам закупки, а также ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком представлены письменные возражения на поступившую жалобу заявителя (вх.N 6169 от 15.06.2021), которые приобщены в материалы дела, из которых следует, что сроки поставки медицинских изделий продиктованы конечными сроками ввода всего больничного корпуса в эксплуатацию, поскольку заказчик не имеет возможности установить иные сроки поставки, которые приведут к срыву общего срока запуска лечебно-профилактического учреждения (особенно в текущих крайне непростых санитарно-эпидемиологических условиях). Доводы заявителя о недостаточности указанного срока для поставки медицинского оборудования не подтверждены какими-либо доказательствами. Установленное заказчиком требование о сроке поставки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и следовательно, не приводит к исключению из числа хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Требование о сроке поставки по контракту не направлено на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Представитель заказчика просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на поступившую жалобу заявителя (вх.N 6176 от 16.06.2021), которые приобщены в материалы дела, из которых следует, что заказчик при описании объекта закупки руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности для нужд медицинского учреждения. Сроки поставки медицинских изделий по данному объекту продиктованы конечными сроками ввода всего больничного комплекса в эксплуатацию. В частности сроки поставки технологического оборудования зависят непосредственно от исполнения государственного контракта на строительно-монтажные работы и сроков монтажа, установки, доставки, оплаты оборудования на объект в целом. По объекту "Участковая больница на 50 коек (135 посещений в смену) в поселке Горноправдинск Ханты-Мансийского района" заключен государственный контракт на строительно-монтажные работы от 28.05.2019 со сроком завершения строительно-монтажных работ 28.07.2021. Для оптимальной работы объекта и приемки технологического оборудования срок поставки всегда устанавливается немного ранее завершения строительно-монтажных работ на объекте. Также при сдаче объекта и проведения профильным ведомством строительного надзора необходимо, чтобы оборудование было установлено по местам. В этой связи, заказчик не имеет возможности установить иные сроки поставки оборудования, которые приведут к срыву запуска медицинского учреждения (особенно в непростых санитарно-эпидемиологических условиях). Доводы заявителя о недостаточности указанного срока не подтверждены какими-либо документами или расчетами, основаны на его личном прогнозировании и носят характер его субъективного предположения на основе анализа крайних сроков процедуры заключения контракта в соответствии со статьёй 83.2 Закона о контрактной системе. Представитель уполномоченного органа просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (систем эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 20 595 700,00 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства"
Информация об электронном аукционе была размещена 31.05.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421002643.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.rts-tender.ru.
Тюменским УФАС России в рамках подготовки к рассмотрению дела направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (исх.N ИВ/3770 от 09.06.2021) с требованием направить в электронном виде в антимонопольный орган все заявки участников поступившие на участие в рассматриваемой закупки.
На указанный запрос поступил ответ от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх.N 6165 от 15.06.2021) согласно которому, были представлены все заявки участников поступившие на участие в рассматриваемой закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона о контрактной системе до утверждения федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального закона заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в случае подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте)
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 прямо предусматривает обязанность заказчика по использованию типового контракта, в случае наличия совокупности условий предусмотренных пунктом 16 Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае имеется совокупность указанных условий:
1) согласно описания объекта закупки (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) заказчиком закупается система эндоскопической визуализации с кодом ОКПД2 - 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие" который входит в общую группировку ОКПД2 - 26.60.12 "Аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях" предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 N 724н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ - 21.03.2016 N 41478, начало действия новой редакции с учетом последних изменений внесенных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2020 N 855н: 27.10.2020);
2) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта при осуществлении закупок мебели законодательством о контрактной системе не ограничен, поскольку применяется при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта - не применяются в отношении закупок в рамках государственного оборонного заказа, к которому рассматриваемая закупка не относится.
Во исполнение требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Согласно информации размещенной в разделе "Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов (44-ФЗ)" подраздела "Контракты и договоры" размещенного в ЕИС в сфере закупок, установлено следующее:
С учетом изложенного, в ЕИС в сфере закупок 11.11.2020 размещен типовой контракт (реестровый номер типового контракта 1573000000116002) который подлежит обязательному применению заказчиками при подготовке проекта контракта (в частности, при закупке услуг на поставку медицинских изделий), который является неотъемлемой частью документации о закупке.
Комиссией Тюменского УФАС России изучено содержание проекта государственного контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) при этом, установлено, что заказчиком применен типовой контракт, и указанный проект государственного контракта полностью по своей форме и содержанию соответствует требованиям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 N 724н.
Например, пункт 5.1 типового контракта содержит следующее условие: "поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок _____________ (заказчик вправе предусмотреть этапы поставки оборудования)".
Таким образом, пункт 5.1 типового контракта предусматривает переменную часть контракта, в части внесения информации о сроке поставки оборудования.
Следовательно, определение конкретного срока поставки оборудования относится к полномочиям заказчика.
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком одной партией в срок до 17.07.2021 с момента заключения контракта в соответствии со спецификацией (Приложение N 1).
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Довод подателя жалобы о том, что действия заказчика по установлению в проекте контракта чрезмерно сжатого срока на поставку медицинского оборудования направлены для обеспечения победы конкретному поставщику, у которого уже есть требуемое оборудование в резерве, что создает препятствия для поставки оборудования другим участникам закупки, а также ограничивает количество участников закупки не подтвержден какими-либо доказательствами (официальные письма производителей оборудования о длительном сроке изготовления (поставки) либо невозможности изготовления (поставки) требуемого по государственному контракту медицинского оборудования, наличии ограничений на перемещение товаров, работ, услуг на территории страны, отсутствии комплектующих изделий на изготовление медицинского оборудования, возникновение обстоятельств непреодолимой силы на территории единственного производителя оборудования (пожар, взрыв, затопление территории, последствия техногенной катастрофы) и прочее).
Представленный в тексте жалобы расчет срока подведения итогов электронного аукциона, а вместе с ним и срока заключения контракта не является доказательством того, что у заказчика имелась заинтересованность для обеспечения победы в электронном аукционе конкретному поставщику, или что заказчик преследовал цель ограничить количество участников закупки.
Податель жалобы, указывая на сжатые сроки поставки медицинского оборудования, не указывает в тексте жалобы, какой срок поставки, по его мнению, является разумным и достаточным для исполнения обязательств по государственному контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Важно отметить, что частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрен базовый принцип обеспечения открытости и прозрачности информации, указанной в части 1 настоящей статьи, которая обеспечивается, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Следовательно, потенциальный участник закупки имеет возможность ознакомиться с документацией о закупке, в том числе, с условиями исполнения обязательств по государственному контракту и принять решение об участии (либо не участии) в конкретной процедуре закупки, учитывая в том числе, и свои предпринимательские риски которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по контракту в части соблюдения установленных сроков поставки медицинского оборудования.
При этом, потенциальный участник закупки, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Податель жалобы указывает, что действия заказчика направлены для обеспечения победы конкретному поставщику, вместе с тем, данный довод вызывает вполне обоснованные сомнения, поскольку требуемое медицинское оборудование может уже иметься в наличии не только у производителя требуемого оборудования, но и поставщика, и совсем не обязательно, чтобы это было только заранее определенное лицо, поскольку если поставщик имеет в наличии данное оборудование то ему не приходится в этой связи осуществлять какие-либо иные действия, а именно: делать предварительный заказ оборудования, ждать определенный срок изготовления оборудования, получать какие-либо дополнительные согласования от транспортной компании которая будет осуществлять доставку оборудования и прочее.
Более того, заявитель указывая в жалобе на то, что закупаемое оборудование не является жизненно необходимым и не является складским не приводит в жалобе на что влияют указанные характеристики в части обеспечения поставки требуемого оборудования в установленный государственным контрактом срок.
Податель жалобы также указывает противоречивые доводы, в частности, указывая, что поставляемый товар не является складским, указывает, что товар может поставить поставщик, который имеет требуемый товар в резерве (страница 5 жалобы). При этом, податель жалобы не учитывает то обстоятельство, что резервный товар также может находиться на складском хранении.
Наконец, срок поставки в 6 (шесть) рабочих дней считается вполне реальным, если учесть, что процесс доставки может осуществляться с учетом выходных дней, поскольку действует пятидневная рабочая неделя.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что государственным заказчиком применен типовой контракт предусмотренный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 N 724н, который соответствует установленным требованиям. Оспариваемый подателем жалобы пункт 5.1 государственного контракта предусматривает переменную часть контракта, в части возможности внесения заказчиком информации о конкретном сроке поставки оборудования. Подателем жалобы не представлено в материалы дела доказательств того, что срок поставки медицинского оборудования является невыполнимым. Представленный в тексте жалобы расчет срока подведения итогов электронного аукциона, а вместе с ним и срока заключения контракта не является доказательством того, что у заказчика имелась заинтересованность для обеспечения победы в электронном аукционе конкретному поставщику, или что заказчик преследовал цель ограничить количество участников закупки. При этом, потенциальный участник закупки не лишен права ознакомиться с документацией о закупке, в том числе, с условиями исполнения обязательств по государственному контракту и принять решение об участии (либо не участии) в конкретной процедуре закупки, учитывая в том числе, и свои предпринимательские риски которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по контракту в части соблюдения установленных сроков поставки медицинского оборудования.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя Голубева Тимофея Юрьевича необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Голубева Тимофея Юрьевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (систем эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421002643) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 июня 2021 г. N 072/06/44/101/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021