Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении Департамента городской среды Администрации города Тобольска на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на ремонт детских площадок (реестровый номер закупки 0167300000821000150).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 - обнаружение контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе, на основании ранее поступившей в Тюменское УФАС России жалобы ООО "Джули" (вх.N 5507 от 03.06.2021).
Признаки нарушения заказчиком законодательства о контрактной системе выражаются в не установлении в документации о закупке дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось с использованием системы видеоконференции "True Conf" посредством рассмотрения и анализа представленных в материалы дела документов со сверкой информации с данными официального сайта ЕИС в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru.
Заседание Комиссии по контролю в сфере закупок проводится с участием представителей:
от муниципального заказчика: Департамента городской среды Администрации города Тобольска (далее также - заказчик), Зольникова А.В. по доверенности N 01-10/04-21 от 29.03.2021,
от уполномоченного органа: Управления закупок Администрации города Тобольска (далее также - уполномоченный орган), Науменко В.В. по доверенности N 20 от 15.01.2021,
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ИВ/3752 от 08.06.2021) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 15.06.2021, 15 часов 30 минут.
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Из материалов проверки усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на ремонт детских площадок, с начальной (максимальной) ценой контракта 38 233 761,40 рублей, в интересах заказчика Департамента городской среды Администрации города Тобольска.
Информация о проведении электронного аукциона размещена 27.05.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000821000150.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона https://etpgpb.ru.
Заказчиком представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела (вх.N 6076 от 15.06.2021) из которых следует, что согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта РФ от 31.01.2014 N 14-ст), работы по благоустройству территории относятся к коду 42.99.29, тогда как в рассматриваемом случае, согласно извещению о проведении электронного аукциона, работы, являющиеся предметом закупки отнесены к коду 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки". Текущий ремонт детских площадок заказчик осуществляет на основании актов ежегодного осмотра и проверки оборудования детских игровых площадок, в целях своевременного устранения выявленных дефектов, обусловленных интенсивной эксплуатацией оборудования и деформациями элементов конструкции, полученными в результате эксплуатации оборудования. Заказчик полагает, что при проведении рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе допущено не было, поскольку установление дополнительных требований к участникам закупки на выполнение работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела (вх.N 6076 от 15.06.2021) из которых следует, что объектом закупки является ремонт детских площадок, то есть не строительство некапитального строения, сооружения и не благоустройство территории, а текущий ремонт существующих детских площадок. Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта РФ от 31.01.2014 N 14-ст), работы по благоустройству территории относятся к коду 42.99.29, тогда как в рассматриваемом случае, согласно извещению о проведении электронного аукциона, работы, являющиеся предметом закупки отнесены к коду 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки". Уполномоченный орган полагает, что при проведении рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика допущено не было, поскольку установление дополнительных требований к участникам закупки на выполнение работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В соответствии с пунктом 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участнику закупки предъявляется следующее дополнительное требование:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
В качестве подтверждения опыта выполнения работ в составе заявки должны быть представлены следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно системному толкованию указанных положений законодательства о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, в том числе и дополнительным требованиям которые предъявляются к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Объектом рассматриваемой закупки является ремонт детских площадок.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий
В частности, на территории муниципального образования - город Тобольск, Тюменской области действуют правила благоустройства, которые утверждены Решением Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 "Об утверждении правил благоустройства территории города Тобольска".
В соответствии с частью 5 статьи 8 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 покрытия поверхностей обеспечивают на территории города условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурный облик сложившейся застройки города.
Для целей благоустройства применяются следующие виды покрытий:
- твердые (капитальные) покрытия - монолитные или сборные покрытия, выполняемые в том числе из асфальтобетона, цементобетона, природного камня;
- мягкие (некапитальные) покрытия - покрытия, выполняемые из природных или искусственных материалов (в том числе песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка, резиновые плитки, маты, монолитные резиновые покрытия), находящихся в естественном состоянии, сухих смесей, уплотненных или укрепленных вяжущими материалами;
- газонные покрытия - покрытия, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;
- комбинированные покрытия - покрытия, представляющие собой сочетания покрытий (решетчатая плитка или газонная решетка, утопленная в газон, или мягкое покрытие).
В соответствии с частью 8 статьи 8 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 основными требованиями к малым архитектурным формам являются в числе прочих возможность ремонта или замены деталей малых архитектурных форм. При установке урн дополнительно обеспечивается: достаточная высота (не более 100 см); защита от дождя и снега; использование вставных ведер и (или) мусорных мешков. Требования к городской мебели: установку скамей необходимо осуществлять на твердые виды покрытия или фундамент, в зонах отдыха, на детских площадках допускается установка скамей на мягкие виды покрытия, при наличии фундамента его части не должны выступать над поверхностью земли; наличие спинок для скамеек рекреационных зон, наличие спинок и поручней для скамеек дворовых зон, отсутствие спинок и поручней для скамеек транзитных зон.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 содержание элементов благоустройства направлено на обеспечение эстетического, надлежащего технического состояния элементов благоустройства.
Общие требования по содержанию элементов благоустройства:
- осуществлять ремонт, выполнять очистку от загрязнений, в том числе от наклеенных объявлений, посторонних надписей, изображений и других информационных сообщений, и покраску элементов благоустройства и (или) их частей;
- производить замену или демонтаж элементов благоустройства и (или) их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 обязательный перечень элементов благоустройства на детской площадке включает: мягкие виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, спортивное и (или) игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование, ограждение.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 спортивные площадки предназначены для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения и проектируются в составе территорий жилого и рекреационного назначения, участков спортивных сооружений.
Обязательный перечень объектов благоустройства (их элементов) территории на спортивной площадке включает: мягкие, газонные или иные виды покрытия в зависимости от вида и специализации площадки, спортивное оборудование.
Тюменским УФАС России направлен запрос (исх.N ИВ/3752 от 08.06.2021) в адрес заказчика, уполномоченного органа о предоставлении правил благоустройства которые действуют в городе Тобольске, а также информацию о финансировании закупки. Также указанный запрос направлен оператору электронной площадки с требованием предоставить в электронном виде все заявки участников поступившие на участие в рассматриваемой закупке.
На указанный запрос поступил ответ от муниципального заказчика (вх.N 6076 от 15.06.2021) согласно которому представлены все запрошенные антимонопольным органом документы.
От оператора электронной площадки ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" поступили в электронном виде заявки участников поступившие на участие в рассматриваемой закупке (вх.N 6082 от 15.06.2021).
Пунктом 13 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона: согласно раздела 5 документации об электронном аукционе.
Комиссией изучено содержание пункта 5.1 раздела 5 информационной карты документации об электронном аукционе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки - не устанавливается.
Комиссией изучено содержание пункта 13.1.5 раздела 13 информационной карты документации об электронном аукционе: исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): не устанавливается;
- соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): не устанавливается;
- соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ (часть 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): не устанавливается.
Комиссией Тюменского УФАС России изучено техническое задание (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) из которого следует, что подрядчику требуется выполнить определенный в аукционной документации перечень работ по следующим адресам: Тюменская область, г. Тобольск, 6 микрорайон, д. 28А; 7а микрорайон, участок 8Г; ТО Левобережье, ул. Раздольная, участок 3В; ул. С.Ремезова, д. 54; мкр. Иртышский, д. 9; мкр. Иртышский, д.4; мкр. Иртышский, ул. Тюменская/ул. Верхнефилатовская; пос. Сумкино, ул. Гагарина, участок 4В; 10 микрорайон, д. 39; ул. Ленина, д.55; 3 б микрорайон, д.21; ул. Знаменского, д.3; мкр. Менделеево, д. 1; 3-я Береговая (напротив участка 33); 8 микрорайон, д.1 (сквер Мужества).
Пунктом 3 технического задания предусмотрен вид строительства: благоустройство.
Пунктом 4 технического задания предусмотрены виды работ которые требуется выполнить подрядчику:
6 микрорайон, д. 28А:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Восстановление ограждения детской игровой площадки;
5) Восстановление тротуара (в асфальтобетонном покрытии);
7а микрорайон, участок 8Г:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки;
ТО Левобережье, ул. Раздольная, участок 3В:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки;
ул. С.Ремезова, д. 54:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Устройство ограждения детской игровой площадки.
мкр. Иртышский, д. 9:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки.
мкр. Иртышский, д.4:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Устройство ограждения детской игровой площадки;
5) Восстановление газона.
мкр. Иртышский, ул. Тюменская/ул. Верхнефилатовская:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
ул. Гагарина, участок 4В:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки;
10 микрорайон, д. 39:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки.
ул. Ленина, д.55:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки.
3 б микрорайон, д.21:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Устройство ограждения детской игровой площадки;
ул. Знаменского, д.3:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Устройство ограждения детской игровой площадки.
мкр. Менделеево, д. 1:
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Ремонт и окрашивание ограждения детской игровой площадки;
пос. Сумкино, 3-я Береговая (напротив усастка 33):
1) Устройство ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
2) Установка детского игрового оборудования;
3) Устройство ограждения детской игровой площадки;
Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, д.1 (сквер Мужества):
1) Демонтаж старого игрового оборудования
2) Восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования;
3) Установка детского игрового оборудования;
4) Частичное восстановление подходов;
5) Устройство площадки для воркаута
6) Устройство спортивного оборудования
7) Устройство травмобезопасного покрытия
Также в последней строке технического задания документации об электронном аукционе предусмотрен гарантийный срок: 5 лет с даты подписания Акта приемки объекта благоустройства.
Комиссия Тюменского УФАС России изучив техническое задание аукционной документации установила, что демонтаж старого игрового оборудования, восстановление ударопоглащающего (песчаного) покрытия в зонах безопасности игрового оборудования, восстановление газона, установка детского игрового оборудования, восстановление и окрашивание ограждения детской игровой площадки, устройство площадки для воркаута, устройство спортивного оборудования, устройство травмобезопасного покрытия, частичное восстановление подходов, демонтаж малых архитектурных форм, установка малых архитектурных форм, установка скамьи со спинкой, установка урн, окраска масляными составами ранее окрашенных металлических ограждений, посев газонов партерных, мавринских и обыкновенных вручную в соответствии со статьями 8, 12 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 "Об утверждении правил благоустройства территории города Тобольска" отнесены как было указано выше именно к благоустройству территории.
Также стоит обратить внимание заказчика на то, что устройство площадки для воркаута, устройство спортивного оборудования в соответствии с частью 3 статьи 12 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 включены в обязательный перечень объектов благоустройства (их элементов).
Выполнение ремонта в соответствии с требованиями части 12 статьи 8 Решения Тобольской городской Думы от 28.07.2020 N 91 входит в общие требования по содержанию элементов благоустройства. То есть, выполнение ремонта не является в данном случае самостоятельным объектом закупки, а входит в общие требования по содержанию объектов благоустройства, то есть охватывается понятием благоустройства территории.
Пунктом 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017) предусмотрено, что при наличии дополнительных требований к участникам закупки, установленных законодательством Российской Федерации, заказчик обязан указывать соответствующую информацию в документации о размещении заказа.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что содержание технического задания документации об электронном аукционе составляют работы по благоустройству территории, при этом, начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке составила 38 233 761,40 рублей (то есть превышает 5 000 000,00 рублей - для муниципальных нужд), следовательно, у муниципального заказчика имелась обязанность по установлению в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки на основании части 2, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктом 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Дополнительно стоит обратить внимание, что абзацем 4 подпункта "а" пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710) предусмотрено обеспечение благоустройства дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству), а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве. Следовательно, установка урн и скамеек также относится к работам по благоустройству.
Важно отметить, что согласно протоколу заседания Согласительной комиссии органов местного самоуправления города Тобольска от 15.03.2021 N 2 было согласовано выделение средств на решение вопросов местного значения за счет остатков средств бюджета города Тобольска, сложившихся по состоянию на 01.01.2021 по следующим направлениям, в числе которых направление изложенное в пункте 40 "Ремонт детских площадок" в размере 31 600 560,00 рублей. При этом, согласно раздела 4 "Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц" указанная сумма включена в раздел 05, подраздела 03, целевой статьи 8600276100, вид расходов 244, код аналитического показателя 225 который включен в раздел "Благоустройство".
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что действия муниципального заказчика по не установлению в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки на ремонт детских площадок, а также требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким дополнительным требованиям, вступают в противоречие с требованиями части 2, части 4 статьи 31, части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и пункта 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, что указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Дополнительно Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что работы которые включены в техническое задание относятся к работам по благоустройству территории, следовательно, работы предусмотренные техническим заданием документации об электронном аукционе не относятся к работам по текущему ремонту. Вместе с тем, заказчик включив в аукционную документацию указанный перечень работ и включив в наименование объекта закупки слова "ремонт" нарушил принцип достоверности информации размещенной в ЕИС в сфере закупок который предусмотрен статьёй 7 Закона о контрактной системе, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно характера и вида работ которые требуется выполнить по муниципальному контракту, поскольку ремонт включен в перечень работ по благоустройству, при этом большая часть работ которая предусмотрена техническим заданием документации об электронном аукционе включена в обязательный перечень объектов благоустройства (их элементов) и содержанию объектов благоустройства.
В этой связи в действиях муниципального заказчика содержится нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 резолютивная часть решения по результатам проведения внеплановой проверки должна содержать выводы комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки о наличии в действиях (бездействии) субъекта контроля нарушения законодательства о контрактной системе со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате проведения внеплановой проверки, либо о неподтверждении нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно информации содержащейся в ЕИС в сфере закупок, заказчиком 15.06.2021 размещен в ЕИС в сфере закупок для подписания победителем электронного аукциона проект муниципального контракта.
По мнению Комиссии Тюменского УФАС России допущенные муниципальным заказчиком нарушения части 3 статьи 7, части 2, части 4 статьи 31, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, являются существенными. При этом, устранение допущенных нарушений законодательства о контрактной системе возможно, в данном случае, только путем аннулирования процедуры заключения контракта, отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки и внесения изменений в извещение и документацию об электронном аукционе с учетом позиции изложенной в настоящем решении по делу.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес муниципального заказчика и уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание, об аннулировании процедуры заключения контракта, об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки, продлении срока подачи заявок и внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе в части установления дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 и проведении дальнейшей процедуры закупки, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При этом, оператору электронной площадки ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на ремонт детских площадок (реестровый номер закупки 0167300000821000150) в действиях заказчика Департамента городской среды Администрации города Тобольска установлены нарушения части 3 статьи 7, части 2, части 4 статьи 31, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и пункта 2(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
2. Выдать в адрес муниципального заказчика и уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
3. Оператору электронной площадки ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2021 г. N 07-ВП/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021