Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_..> - вр.и.о. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_..>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_..> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при отсутствии:
заказчика Иенгринской наслежной администрации Нерюнгринского района Республиканского Саха (Якутия) (далее также - Иенгринская наслежная администрация Нерюнгринского района РС(Я), заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" (далее также - ООО "Стигматранс", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Галактика" (далее также - ООО "Галактика", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Техническое строительное партнерство" (далее также - ООО "Джули", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Галактика", ООО "Джули" на действия заказчика Иенгринской наслежной администрации Нерюнгринского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "АЯМ (326 км) - с. Иенгра" на 2021-2022 гг. (извещение N0116300038821000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Галактика", ООО "Джули" на действия заказчика.
Из сути жалоб ООО "Стигматранс", ООО "Галактика", следует, что аукционная документация составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе, что нарушает их законные права и интересы.
Из сути жалобы ООО "Джули" следует, что заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки членства в СРО.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобами не согласны.
Просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в делах документы считает жалобы ООО "Стигматранс" и ООО "Галактика" необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656".
Пунктом 6.2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" установлено, что с 1 января 2020 года оператор электронной площадки обязан обеспечить невозможность подачи заявки на участие в закупке лицам, аккредитованным до 1 января 2019 года на электронной площадке и не прошедшим регистрацию в ЕИС.
Таким образом, с 1 января 2020 года только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ), могут принять участие в электронных процедурах в соответствии с требованиями закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
Комиссией в ходе рассмотрения жалоб установлено, что согласно сведениям официального сайта "Единой информационной системе в сфере закупок" (ЕИС) (https://zakupki.gov.ru/) информация о заявителях ООО "Стигматранс" (ИНН: 9704012954) ООО "Галактика" (ИНН 7713475994) в "Едином реестре участников закупок" (ЕРУЗ) отсутствует.
Следовательно, в силу части 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе ООО "Стигматранс" и ООО "Галактика" не соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам закупки, ввиду чего положения документации электронного аукциона не могут нарушить права и законные интересы заявителей в лице ООО "Стигматранс" и ООО "Галактика".
Таким образом, жалобы ООО "Стигматранс" и ООО "Галактика" признаны необоснованными.
По доводу жалобы ООО "Джули" что заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки членства в СРО.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей, участник закупки должен подтвердить свое членство в саморегулирующей организации если он не подпадает под исключения из данной статьи. Документом, подтверждающим членство в саморегулирующей организации, является выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, форма которой устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Объектом капитального строительства, согласно части 10 статьи 1 ГрК РФ, является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка.
В извещении об электронном аукционе установлено, что объект закупки - выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "АЯМ (326 км) - с. Иенгра" на 2021-2022 гг.
Согласно описания объекта закупки основная цель ремонта состоит в выполнении работы по ремонту улицы в части замены дорожных знаков, устройства основания, устройства покрытия, нанесению дорожной разметки без затрагивания конструктивных и других характеристик надежности и безопасности в пределах установленных допустимых значений и технических класса и категорий дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяют ее параметры, в части изменения класса, категории и первоначального установленных показателей ее функционирования.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Классификация работ устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Таким образом, для выполнения работ по ремонту автомобильной дороги "АЯМ (326 км) - с. Иенгра" на 2021-2022 гг. не требуется членство в СРО участника закупки.
Кроме того, в соответствии частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должна содержать доводы, нарушающие права и законные интересы.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба не содержит как доводов, нарушающих права и законные интересы заявителя, так и документов, подтверждающих обоснованность жалобы.
Таким образом, жалоба ООО "Джули" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно сведениям единой информационной системы: Начальная (максимальная) цена контракта вышеуказанного электронного аукциона -22 814 956,55 рублей.
Кроме того, извещением о проведении закупки, а также пунктом 3 Информационной карты установлено ограничение участия в закупке субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям:
3 |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом N 44-ФЗ (согласно п. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ) |
Установлено, в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N44-ФЗ необходимо предоставить декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) |
Таким образом, заказчик установив требование об ограничении на участие в электронном аукционе только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с НМЦК превышающей двадцать миллионов рублей, признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Джули", ООО "Галактика" на действия заказчика Иенгринской наслежной администрации Нерюнгринского района Республиканского Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "АЯМ (326 км) - с. Иенгра" на 2021-2022 гг. (извещение N0116300038821000004) необоснованными.
2. Признать заказчика "Иенгринскую наслежную администрацию" Нерюнгринского района Республиканского Саха (Якутия) нарушившей пункт 1 части 1 статьи 30, Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Иенгринской наслежной администрации Нерюнгринского района Республиканского Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Якутское УФАС России об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_..>
Члены комиссии <_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июня 2021 г. N 014/06/59-1155/2021 (ключевые темы: участники закупок - электронная торговая площадка - электронный аукцион - антимонопольный орган - микропредприятие)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021