Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Кронус" (далее - ООО "Кронус", заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ РС(Я) "Станция скорой медицинской помощи", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
слушатели: <_>., <_>., <_>., <_>.
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "Кронус" на действия (бездействия) заказчика ГБУ РС(Я) "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку товара (ОМС): респираторы (извещение N 0816500000621007208), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Кронус" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Кронус" следует, что заказчик в описании объекта закупки указал, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.294-2015, а также установил требование о предоставлении на товар сертификата соответствия в соответствии с требованиям ТР ТС 019/2011.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, а также аукционной комиссии уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Кронус" необоснованной на основании следующего.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснования потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, оказываемой услуге, выполняемой работе. То, что потребности заказчика являются определяющим фактором подтверждается также определениями Верховного Суда РФ от 06.02.2018 N310-КГ17-18384 по делу NА64-4275/2016 и от 26.02.2018 N309-КГ17-23176 по делу NА07-2834/2017.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Положения Закона о контрактной системе не предусматривают определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем у одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускают определение участниками закупки и контрольными органами в сфере закупок потребностей заказчика в тех или иных товарах, работах, услугах и их характеристиках (потребительских свойствах).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг.
В извещении, сформированном Единой информационной системой в сфере закупок (далее - ЕСИ) и в описании объекта закупки установлен КТРУ-32.99.11.120-00000003. Данный каталог не делит вид респираторов на медицинские и/или химические, характеристики товара выбраны в соответствии с каталогом, а также в виду того, что в каталоге товаров, работ и услуг отсутствуют все параметры товара, определяющие его характеристику, в описании объекта закупки установлены дополнительные требования в соответствии с потребностью Заказчика.
Представитель Заказчика в возражениях на жалобу и на заседании комиссии пояснила, что Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года N 1055 "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории РС (Я) введен режим повышенной готовности. В связи с этим, ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" переведено в условия работы с инфекционной болезнью 2 группы патогенности.
В соответствии с пунктом 1.6 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" установлено, что руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь) обеспечить медицинские организации, оказывающие скорую помощь, средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы).
В соответствии с пунктом 5.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 работники медицинских организаций, оказывающие помощь больным COVID-19, в "грязной" зоне использует средства индивидуальной защиты - противочумный костюм или его аналоги (комбинезон, респиратор обеспечивающий фильтрацию 99% твердых и жидких частиц в сочетании с лицевым щитком, защитные очки, бахилы, перчатки), в "чистой" зоне работники медицинских организаций используют медицинские халаты и медицинские маски.
В аукционной документации Часть 2. Описании объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристика товара |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Респиратор |
|
ГОСТ 12.4.294-2015, ТР ТС 019/2011 |
Штука |
3000 |
32.99.11.120-00000003 |
1.1 |
Класс эффективности защиты |
2 |
|
|
|
|
1.2 |
Тип респиратора по способу защиты |
Фильтрующий |
|
|
|
|
1.3 |
Тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха |
Противоаэрозольный (Противопылевой) |
|
|
|
|
Показатели товара, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона,
в соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ
Нименование |
Неизменяемые значения |
Размер |
универсальный |
Назначение: |
для защиты органов дыхания от высоко и среднедиспенсерных аэрозолей. Корпус полумаски должен быть облегченный. должна быть многоразового применения |
клапан выдоха |
Наличие |
маркировка фильтрующей эффективности по ГОСТ 12.4.294-2015 |
наличие |
Наличие маркировки: Устойчивость к запылению -D |
Соответствие |
Сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 |
Наличие |
Класс защиты |
FFP2 |
В соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей" стандарт распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей, и устанавливает общие технические условия.
В указанном межгосударственном стандарте указано, в том числе следующее:
Полумаска для защиты от аэрозолей закрывает нос, рот и подбородок и может иметь клапан (клапаны) вдоха и/или выдоха. Полумаска состоит целиком или частично из фильтрующего материала, формирующего лицевую часть, основная фильтрующая составляющая которой является неотъемлемой частью СИЗОД.
Полумаска должна обеспечивать адекватную обтюрацию на лице пользователя для защиты его от воздействия окружающей атмосферы, при этом кожа пользователя может быть сухой или влажной, а голова может поворачиваться.
Фильтрующие полумаски предназначены для защиты органов дыхания как от твердых, так и от жидких аэрозолей.
Фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности и обозначают:
- FFP1 - низкая эффективность;
- FFP2 - средняя эффективность;
- FFP3 - высокая эффективность.
Степень защиты, предусматриваемая изделием FFP2 или FFP3, включает степень защиты, предусматриваемую изделием более низкого класса или классов.
Кроме того, фильтрующие полумаски классифицируют как одноразовые (для применения только в течение одной смены) и многоразовые (для применения в течение более одной смены).
Согласно с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, требования к закупаемым респираторам, указанные в описании объекта закупки, установлены исходя из требований ГОСТ 12.4.294-2015 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей", что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу требований Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) применение и соблюдение технических регламентов, утвержденных в рамках законодательства о техническом регулировании, является обязательным условием обращения товаров, подпадающих под их действие.
Согласно статье 2 указанного закона технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты указаны в Приложении N 4 ТР ТС 019/2011, в частности, пунктом 17 Приложения N 4 предусмотрено, что средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие отнесены ко второму классу риска и формой подтверждения соответствия является обязательная сертификация.
В силу требований статьи 26 Закона N 184-ФЗ исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Согласно пункту 1.4. ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении N 1, к таким изделиям относятся, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие (в том числе противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской).
Приложением N 5 ТР ТС 019/2011 определен список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов таможенного союза, к ним отнесены, в том числе "Противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской".
Формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты указаны в Приложении N 4 ТР ТС 019/2011, в частности пунктом 17 Приложения N 4 предусмотрено, что средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие отнесены ко второму классу риска и формой подтверждения соответствия является сертификация.
Респиратор (полумаски или маска-респиратор), также являются средствами индивидуальной защиты органов дыхания от аэрозолей, в том числе биологических (птичий грипп, туберкулез, COVID-19 и т.д.).
Таким образом, противоаэрозольные (противопылевые) респираторы (полумаски) подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011.
Объектом закупки не являются специально разработанные средства индивидуальной защиты для использования в медицинских целях и в микробиологии, объект закупки относится к серийно выпускаемым фильтрующим полумаскам, данные изделия не являются специально разработанными для конкретного пользователя и для конкретных условий труда.
Из вышеизложенного следует, что требования описания объекта закупки в части наличия сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 к закупаемому товару установлены законно и обосновано.
Следовательно, при описании объекта закупки Заказчиком в полной мере соблюдены положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было подано 9 заявок, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно итоговому протоколу рассмотрения заявок аукционной комиссией были рассмотрены заявки участников на соответствие требованиям аукционной документации, пять участников, предложивших наиболее низкую цену исполнения контракта отражены в протоколе. Все участники признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, жалоба ООО "Кронус" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кронус" на действия заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку товара (ОМС): респираторы (извещение N 0816500000621007208) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 июня 2021 г. N 014/06/59-1166/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021