Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 25.06.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Заказчика Аппарат Правительства РК - Чемшинова О.Ю. (доверенность N б/н от 18.05.2021 г.), Минькеева О.Д. (доверенность N б/н от 18.05.2021 г.);
в присутствии представителя Уполномоченного органа Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очирова В.Г. (указ N 93 от 01.06.2021 г.);
в отсутствии представителя заявителя ИП Чащина Сергея Александровича;
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ИП Чащина С.А.,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 15.06.2021 г. поступила жалоба от ИП Чащин С.А. на положение аукционной документации Заказчика - Аппарат Правительства Республики Калмыкия, уполномоченный орган - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия при проведении электронного аукциона на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию, реестровый номер извещения N 0105500000221000740.
Уведомлением от 15.06.2021 г. рассмотрение жалобы ИП Чащина С.А. назначено на 21 июня 2021 года в 10 часов 00 минут, в связи с поступившим ходатайством от Заказчика исх/005/15-13-21-1102 от 21.06.2021 г. о переносе рассмотрения жалобы.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решила данное ходатайство удовлетворить и отложить рассмотрение на 22.06.2021 г. в 15:30, лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ИП Чащина С.А.
Заявитель указывает, что:
1. Заказчик указал требование в техническом задании Режим приточной вентиляции, данный пункт находящийся в КТРУ, возможен к применению в Канальных, Кассетных системах. В бытовых настенных сплит системах его нет.
2. Непосредственное место установки товара согласовывается с представителем Заказчика, таким образом Заказчик не предоставил полную и достоверную информацию для возможности расчета себестоимости участникам своих затрат и принятия решения об участии в закупке.
3. По данным технического задания в совокупности соблюдения всех параметров на рынке должны присутствовать как минимум 2 бренда производителя.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения, просили признать жалобу необоснованной.
22.06.2021 г. Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
08.06.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105500000221000740 о проведении электронного аукциона на поставку оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию.
Начальная (максимальная) цена контракта - 211 990 (двести одиннадцать тысяч девятьсот девяносто) рублей 49 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 16.06.2021 г. 08:00.
1. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4 Постановления N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В Техническом задании аукционной документации установлены следующие характеристики товара в соответствии с КТРУ: 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой", в том числе, указан показатель "Режим приточной вентиляции":
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об электронном аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, так как содержит в себе такой обязательный показатель как "Режим приточной вентиляции", отвечающий характеристикам, установленным в КТРУ.
2. В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. п. 1 - 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является: "поставка оконных кондиционеров, настенных сплит-систем, включая демонтаж имеющегося оборудования, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию".
При этом, в Техническом задании документации об Аукционе конкретные условия монтажа Заказчиком не установлены.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части утверждения технического задания запроса котировок противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя, является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), при этом описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
С учетом положений Федерального закона о контрактной системе, а также правоприменительной практики установление заказчиком, уполномоченным органом требований к товарам не может быть произвольным. Исходя из положений Федерального закона о контрактной системе, описание товара должно строиться таким образом, чтобы наиболее полно отражать потребность заказчика и являться обоснованным и при этом не допускать требований, влекущих ограничение числа участников закупки.
Из анализа вышеназванных норм следует, что при формировании документации об аукционе заказчик вправе самостоятельно при необходимости определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребностям которые необходимы.
Исходя из потребности заказчика, требования к характеристикам поставляемых товаров были установлены в приложении 3 "Техническое задание" документации о запросе котировок.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Комиссия отмечает, что в нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что заказчиком нарушен Закон о контрактной системе. Заявителем также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Доказательств того, что обжалуемые положения документации запроса котировок ведут к ограничению количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя не представлено.
В связи с этим, данный довод не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина С.А. - частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Аппарат Правительства Республики Калмыкия ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об аннулировании аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Габунов А.В.
Мукабенов Б.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 25 июня 2021 г. N 008/06/64-204/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021